Стихи Василия Шукшина (1929 – 1974)
Дорогие друзья!
Как будто он не в силах их понять,
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную землю-мать…»
И. Набиева. «Памяти Шукшина»
25 июля исполняется 95 лет со дня рождения известного российского писателя, режиссера, актера Василия Макаровича Шукшина – человека неординарного, необыкновенно талантливого…, и 50 лет – со дня смерти (2 октября 1974 г.) – неожиданной и до конца необъяснимой (существуют версии о неестественной смерти писателя). Он умер на съемках фильма «Они сражались за Родину», по неоконченному роману М. А. Шолохова, когда съёмки подходили уже к концу.
О писателе есть подборка постов в нашем профессиональном блоге – здесь, интересный материал – в ссылочках в конце поста.
Василий Шукшин - его творчество было необыкновенно популярно в 70-80-е годы прошлого века, особенно после выхода главного фильма Шукшина – «Калина красная» в 1974 г. Уникальность Шукшина еще и в том, что он, как говорили, «един в трех лицах» - он достиг успехов как режиссер, актёр и как писатель. Это факты общеизвестные. Но вот открытие сделала для себя – Шукшин писал и стихи! Их немного, но они есть. Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку стихов Василия Макаровича Шукшина.
Поэзия Василия Шукшина
«Если бы Василий Шукшин был только актером, только режиссером, только сценаристом и драматургом и, наконец, только прозаиком, то и тогда, в этом каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование. Но все эти дарования принадлежат одному человеку. Наше искусство еще не знало такого поразительного сочетания».
С.П. Залыгин.
Ему трудно подобрать определение: писатель, актер, сценарист, режиссер. Пожалуй, точнее всего сказать, что Шукшин совершенно особое явление в нашем кино и литературе.
Его героями были простые деревенские люди. Тяжело работающие, много пережившие и совсем неидеальные, полные недостатков. Но в этом была какая-то удивительная, ошеломляющая правда. Народная любовь к Василию Шукшину была безграничной, и потому известие о его внезапной кончине в 45 лет, поразила миллионы зрителей до глубины души.
Тот факт, что В.М. Шукшин писал стихи, наверное, у сегодняшних поклонников творчества писателя может вызвать некоторое удивление. Однако для современников, особенно тех, кто был близко знаком с Шукшиным, его увлечение стихосложением секретом отнюдь не было. О.М. Румянцева, редактор журнала «Октябрь», вспоминала, что у нее дома, в один из новогодних вечеров 1961 г. начинающий писатель читал собственные стихотворения: «Свет погасили, Вася сел на краешек дивана и стал читать…»
Известно, что Шукшин сам писал стихи для рассказов, выдавая их за песни. Он любил Есенина. Мог заплакать, прослушав монолог Хлопуши в исполнении автора. О том, что он автор ряда стихотворений, стало известно уже после смерти Василия Макаровича.
При жизни свои стихи Шукшин никогда не публиковал под своей фамилией. Может, оттого что считал их несовершенными, слабоватыми... Хотя вставлял их в эпилоги к некоторым своим рассказам («И разыгрались же кони в поле») или делал песнями.
- До тех пор пока Лидия Федосеева-Шукшина не предоставила некоторые из оригиналов его стихотворений, исследователи считали, что это действительно были песни. Но оказалось, что это стихи самого Шукшина, стилизованные под песни, - поясняет Дмитрий Марьин.
Два из никогда не публиковавшихся ранее стихотворений Шукшина были найдены на малой родине писателя, в фондах Сростинского музея. Одно из них называется «О ремесле».
В 2009 году на Алтае было издано 8-томное собрание сочинений, где в 8 томе было опубликовано 13 стихотворений Василия Макаровича, 12 из которых было передано вдовой писателя в виде сделанных ею и отредактированных рукописных копий с черновиков писателя. Федосеева-Шукшина поставила перед издательством условия, что опубликованы тексты должны быть только в ее редакции. При этом не были представлены комиссии автографы писателя.
Дм. Марьин, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и исторического языкознания АлтГУ :
Свои стихи он, как правило, читал в кругу друзей, иногда - на творческих встречах. Но никогда не публиковал их под своей фамилией! Они появлялись либо в виде стихотворных эпиграфов к рассказам, либо в виде стилизации под народные песни, как, например, в романах "Любавины" и "Я пришел дать вам волю".
Марьин: Думаю, еще четче станет представление о том, что Шукшин был человеком, разорванным между городом и деревней. Без Москвы он бы не стал тем Шукшиным, который и прославил Алтай. Столица приобщила его к высокому искусству и помогла ему реализовать себя. Василий Макарович понимал это. Да, его постоянно тянуло на родину, но он не мог все бросить и уехать. Думы о том, что происходит с человеком, уехавшим из деревни в город, мучили его до конца жизни.
Надеюсь, чтение восьмого тома развеет многие мифы о Шукшине. К примеру, миф о том, что был простым мужиком, любившим носить кирзовые сапоги. Уверяю вас, это не так! Шукшин мог себе позволить модно одеваться. Он был столичным жителем. Очень много читал, интересовался всеми новинками в киноискусстве и литературе, из каждой командировки привозил связки книг, которые нельзя было достать в Москве.
Любопытно, что его творчество первыми серьезно начали изучать не в СССР, а на Западе. Иностранных исследователей заинтересовали герои Шукшина, люди, попавшие под пресс урбанизации, - уже не крестьяне, но еще не горожане. Именно на Западе о шукшинских чудиках сказали как нельзя более точно: "Крестьяне с душой интеллигентов". По сути, он и сам был таким.
Стихи В. М. Шукшина
Зори, зори -
Красный сон,
Голубые ливенки,
Синий
с переливом
звон...
Жизнь ты моя милая!
Лихо в поле,
Без дороги -
Ветрами освистано.
Нам - без горя,
Нам - без боли:
На роду написано.
Сыпь налево!
Сыпь направо!
Не давай опомниться.
Песня глупая твоя
В душу ломится.
Песня - люба,
То ли будет!
Задумали смело
........................
Где-то спит моя судьба.
Дай, чтоб зазвенело!
И РАЗЫГРАЛИСЬ ЖЕ КОНИ В ПОЛЕ
И разыгрались же кони в поле,
Поископытили всю зарю.
Что они делают?
Чью они долю
Мыкают по полю?
Уж не мою ль?
Тихо в поле.
Устали кони…
Тихо в поле —
Зови, не зови.
В сонном озере, как в иконе, —
Красный оклад зари.
О РЕМЕСЛЕ
Музы, делайте, что хотите!
Душу надо? Могу продать!
Славу встречу...
Научите
Словом, как дротиком,
попадать.
В 2020 году в архивах ГМИЛИКи была сделана уникальная находка: в бумагах известного в Алтайском крае хореографа Александра Батырева были найдены ноты песен, на которых было подписано «Слова В. Шукшина». Как оказалось, это была песня к фильму «Степан Разин». Но так как лента снята не была, никто так и не услышал это произведение.
Всего для фильма было написано три песни: «Ох, по рюмочке мы пьем», «Баллада о донском казаке» и «На восходе было». Причем что-то Шукшин собирался петь сам. Известный оператор и фотохудожник Анатолий Заболоцкий рассказывал, что у него была красивая окраска голоса: «Не похожей на большинство профессионалов». Услышать, как поет Шукшин можно в начале фильма «Странные люди», а еще он вместе с Лидией Федосеевой-Шукшиной исполнил песню «Миленький ты мой».
«Содержание его творчества: Россия, Народ, Человек, поиск Истины. Всё, что он создал, и память о нём – по праву национальное достояние», — Е. Сергиевская, редактор фильма В.М. Шукшина «Калина Красная».
«Это было давно…»
Это было давно, колоколило небо,
Бог, потревоженный, в тучах носился.
Землю, как грудь, распинали конем.
Стон и рев по долинам катился.
Мы торопились.
Тугие ветры рвали нам губы.
Мы улыбались, мы улыбались…
Несли мы, несли топор, не леску.
Голова ты моя, чердак славянский,
С богатырских плеч покатилась в анютины глазки.
Заслонила мне свет рубаха красная.
Тихо перевернулся мир.
Топчут тело мое чужие кони,
Плачет русская мать перед Иисусом сладчайшим…
Други милые, нечем кричать,
— Я испил до конца свою смертную чашу.
Сотвори невозможное, дерзкое чудо!
Воскреси меня тоже, праведный боже,
Я приду поклониться твоей красоте.
А потом тебя уничтожу.
Но стоишь ты, злаченая, в звонах зеленых,
Сила моя, веселая сила.
Я хочу, чтобы умная русская мать
Снова меня под сердцем носила.
ЦИТАТЫ В. ШУКШИНА
Если вам удалось обмануть кого-то, не думайте, что человек дурак, поймите, что человек доверял вам больше, чем вы того заслуживаете.
Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то — хорошо.» Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то — плохо».
«Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь»
Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была…
«Все ценное и прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего».
«Не страшна глупость правителя, ибо он всегда божественно глуп, если не знает другой радости, кроме как политиканствовать и ловчить. Страшно, что люди это терпят».
Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково!
В жизни — с возрастом — начинаешь понимать силу человека, постоянного думающего. Это огромная сила, покоряющая. Все гибнет: молодость, обаяние, страсти — все стареет и разрушается. Мысль не гибнет и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.
Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным. Так же и в искусстве, и в литературе: сознаешь свою долю честно — будет толк.
Те, кому я так или иначе помогаю, даже не подозревают, как они-то помогают мне.
Сегодня утром я спросил мою уважаемую Анфас: «Что происходит на земле?» Анфас честно выглянула в окно… Подумала и сказала: «Война во Вьетнаме». «А еще?» Она не знала. А на земле была Весна.
Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно.
Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?
Родина… Что-то остается в нас от родины такое, что живет в нас на всю жизнь, то радуя, то мучая, и всегда кажется, что мы ее, родину, когда-нибудь еще увидим. А живет в нас от всей родины или косогор какой-нибудь, или дом, или отсыревшее бревно у крыльца, где сидел когда-то глухой весенней ночью и слушал ночь…
Пробовать писать должны тысячи, чтобы один стал писателем.
«Руccкий нaрод зa cвою иcторию отобрaл, cохрaнил, возвёл в cтепень увaжения тaкие человечеcкие кaчеcтвa, которые не подлежaт переcмотру: чеcтноcть, трудолюбие, cовеcтливоcть, доброту.
Мы из вcех иcторичеcких кaтacтроф вынеcли и cохрaнили в чиcтоте великий руccкий язык, он передaн нaм нaшими дедaми и отцaми.
Уверуй, что вcё было не зря: нaши пеcни, нaши cкaзки, нaши неимоверной тяжеcти победы, нaши cтрaдaния, — не отдaвaй вcего этого зa понюх тaбaку…
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!»
Интересные ссылки
Следующий пост – стихи о Василии Макаровиче Шукшине
Комментариев нет:
Отправить комментарий