пятница, 2 декабря 2022 г.

Стихи о Родине, России

Мой край родной, задумчивый и нежный!:
Стихи  о  малой  родине
Дорогие друзья!
30 ноября отмечался праздник – День краеведа.
В нашем библиотечном блоге была размещена информация, посвященная этому относительно новому празднику.
Делаю перепост из него подборки стихов о малой родине (с добавлением) в наш поэтический блог. Возможно, коллегам, читателям блога они будут интересны и пригодятся в работе.
Немного о дате 30 ноября – День краеведа.
День краеведа – это праздник людей, занимающихся краеведением, ведущих исследовательскую, поисковую и просветительскую работу по изучению и распространению краеведческих знаний.
День краеведа был учреждён в 2014 году Российской библиотечной Ассоциацией, решением XV Всероссийского научно-практического семинара «Проблемы краеведческой деятельности библиотек» (г. Владимир, 6–9 октября 2014 г.) и приурочен ко Дню памяти Ивана Сусанина. Праздник посвящён специалистам, которые собирают информацию о своем родном крае, в первую очередь, конечно, библиотекарям-краеведам.

Что такое краеведение? Краеведение — это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением.

Важным подспорьем для краеведов являются библиотеки. В них формируются фонды краеведческой литературы, содержащие не только издания по истории и природе родного края, но и методические пособия по краеведению, а также различные справочники, каталоги, определители и т.п.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся работа людей и организаций, занимающихся краеведением, в т. ч. и библиотек. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений.
Что же главное в краеведческой работе? Безусловно, выявление, сбор, изучение, сохранение документов и предоставление их пользователям, читателям. Именно библиотека сегодня, наряду с краеведческими музеями является собирателем, хранителем и проводником культурных традиций. Познакомить читателя с историей родного края, воспитать чувство гордости за славное прошлое своих земляков, с уважением относиться к своим корням, культуре, традициям и обычаям – основная задача библиотеки в краеведческой работе.

День краеведа был учреждён в 2014 году, но за эти 8 лет он так и не стал массовым и популярным, таким же как, например, день учителя, день медицинского работника или день железнодорожника, хотя, конечно, у него еще очень короткая история.

Есть еще в нашем календаре краеведческие праздники - День краеведения 17 марта и Международный день экскурсовода и краеведа 21 февраля. Их тоже можно отмечать, чтобы привлечь внимание к краеведению.
ЦИТАТЫ о КРАЕВЕДЕНИИ
Говоря о краеведении, важно вспомнить интересные высказывания, в первую очередь, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева:

Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.
Д. С. Лихачев.

Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Д. С. Лихачев.

«Любовь к родному обществу, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться культура всего общества… Память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем».
Д.С. Лихачёв

Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданской совести.
Д. С. Лихачев.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Д. С. Лихачев.

Где бы человек ни жил, малая Родина для него — это святое место…
Галина Суховерх

Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями.
Н. Карамзин.

Перед землей, где выпало родиться, до самой смерти буду я в долгу.
Д. Чуяко.
СТИХИ  о  МАЛОЙ  РОДИНЕ
Предлагаю вашему вниманию подборку стихов о малой родине, родном крае.
Малая родина – это самое красивое  и дорогое  место на земле. Здесь самая красивая природа, самые красивые и добрые люди. Здесь все свое, такое родное и любимое. Где бы ни был человек, в какой край земли бы не забрел, он всегда будет вспоминать свой родной уголок нашей необъятной России, такой красивый и любимый.
Привет тебе, мой край родной!
Привет!
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
Малая родина
А малая родина тянет и сердце зовет.
Какой бы она не была, эта родина — наша.
Частичка души непременно в том доме живет,
Где мама кормила нас утром душистою кашей.

За сопками речка, за речкой зеленая падь,
Куда убегали веселой гурьбой за грибами.
Туда возвратиться хочу я опять и опять,
Врастать в это чудное место своими корнями.
Малая родина
Если сердце вздохнёт о просторе
И попросит глоток тишины,
Понимаю: увидеться вскоре
Мы с тобой непременно должны.

Унесётся серебряный поезд,
Уплывет голубой теплоход,
В луговину, где травы по пояс,
Где меня моя родина ждёт.

За берёзку у Божьего храма,
За тропинку бегущую вдаль,
За крылечко, где ждёт меня мама
Ничего в целом свете не жаль.

Еду в поезде, мчу самолётом,
Забывая столичную грусть,
Чтобы землю, откуда я родом,
Как молитву, твердить наизусть.

Мы бы нищими стали, пожалуй,
Если б не были слиты душой,
С той единственной родиной малой,
Где начало отчизны большой.

В неоглядную даль издалёка
Убегает речная вода,
Но, поверь, без родного истока,
Ей рекою не быть никогда.
И снова родина встречает радугой…
И снова родина
Встречает радугой,
Ждала, наверное…
А я как рада ей,
А я-то крылышки
Скорей расправила:
Ну, здравствуй, милая!
Хоть ты и малая,
Но больше большего
В твоих окрестностях
Красот, которых нет
Нигде чудеснее…
Признание в любви!
Люблю тебя, мой отчий край родной,
Берёзок перелески не густые,
Речушку, что бежит там под горой,
И журавлей, летящих вновь в Россию!

Люблю я всё: и реки, и поля,
И травы эти, и леса густые!
Ведь это ты, моя Земля!
Кусочек дорогой моей России!
Река  Медведица
Край любимый
Дождь шумел непрерывно, всю ночь
С крыш лились струевые потоки,
Но занялся рассвет, и дождь прочь
Босоногим мальчишкой протопал.

Занялась на востоке заря,
Облака в розоватых отсветах,
И вершины деревьев горят
Первым, радостным солнечным светом.

Расползается в долах туман
Потихоньку, и свежестью веет.
Рассвело. Оживают дома.
Небосвод посвежевший синеет.

Край любимый! Родная земля!
Полюбились мне с детства навеки
Перелески, луга, и поля,
И тайга, и озёра, и реки!
Деревенька моя — бездорожка
Деревенька моя — бездорожка,
Церковь старая, лес да поля.
Луговые цветы на окошке,
В дымке утренней тополя.

За крылечком- черёмуха в цвете,
Сладкий запах берёз и осин.
Утром девушка в платьице летнем,
Шепчет мне: -«Не покинь, не покинь!»

Над рекою клубятся туманы,
Вдалеке- гулкий крик журавлей.
На душе упоительно пьяно
От родных васильковых полей.

Гомон галок над куполом древним,
Покосившийся старенький крест.
Зову сердца вещего внемля,
Не покину отеческих мест.

Не прожить без берёзовой рощи
И без луга, что плачет росой…
Всё у нас здесь открыто и просто,
Я навеки останусь с тобой.
Я снова здесь, в семье родной…
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!

В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.

И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.
Ветер пахнул чебрецом и смородиной
Ветер пахнул чебрецом и смородиной,
День засиял белым светом берез.
Эта земля называется Родиной,
В этом краю я родился и рос.
Вот и моя деревенька-крестьяночка,
Жаль, что пошел дом родимый на слом.
Только стоит под березою лавочка,
Здесь хорошо погрустить о былом.
Много дорог в жизни мной было пройдено,
А как придет час кончины моей.
Вспомни меня, моя Малая Родина
Как одного из своих сыновей.
Кони бегут от зари ярко алые,
Вижу средь них я коня своего.
Все говорят - это родина малая,
Но для меня лучше нет ничего.
Юрий Кузьмин
У каждого найдется уголок
У каждого найдется уголок,
Куда уставшим сердцем он стремится...
Там он не будет больше одинок.
В ключах там сможет досыта напиться
Воды студеной, полной чудных сил,
Там слаще яблоки, там звонче песни...
Там живы те, кто нас давно простил...
Ты в мире места не найдешь чудесней!
Надежда Сергеева
Мой отчий край
Мой отчий край! Какие дали
Под эту кровлю подвести?
Быть может, те, где имя дали?
Иль те, где довелось расти?
Быть может, те, где полюбила,
Познала счастья полноту?
Где сыновей-орлов растила,
И берегла свою мечту?
«Не те! Не те!» Я голос слышу
И сердце не могу унять.
Я все ищу дымок над крышей,
Где родилась родная мать.
Мой отчий край! Его рассветы
Не встретить в ранней тишине.
В какой конец мне слать приветы?
Откуда ждать ответа мне?
Вера Боголюбова
Край родной 
Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.

С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый, 
Любовь моя.
М. Пожарова
Край родной
Край родной:
Краюха хлеба,
Вкус парного  молока,
Тянет клевером из хлева
И крапивою слегка.

Лижет тёплыми лучами
Солнце сонное лицо.
Кошка выйдет из чулана,
Ляжет рядом на крыльцо.

Где я только в мире не был.
Только нА сердце одно -
Васильковый лен до неба,
Добрый лес  
И дом родной. 
Юрий Соловьёв
Родимый край! Тобою я живу!
Родимый край! Тобою я живу!
Я – в каждом колосе, в былинке каждой.
Где б ни был я – с неутолимой жаждой.
Родимый край – тобою я живу!

Мне без тебя на свете жизни нет.
Ты – вдохновенье, ты – мое дыханье.
Ты – всех моих рассветов полыханье. 
Мне без тебя на свете жизни нет.

Все отдаю, родимый край, тебе:
Порыв души, полет счастливой строчки.
Все, от начала до последней точки.
Все отдаю, родимый край, тебе.

Какое счастье нужным быть земле,
Стать рушником для рук твоих усталых,
Сиять веселой лампочкою в залах.
Какое счастье нужным быть земле!
Никула Эркай.
Я СЛАВЛЮ КРАЙ
Я славлю край, казачий край,
Он зарожден в крови и муках,
Где память горькая живет
В пищалях прадедов и луках...
Блестит как серебро ковыль,
Покачивает ветер маки,
Здесь, на земле, политой кровью,
Растут сады и зреют злаки...
Донцы Отчизну охраняли,
От бед границы берегли
И здесь в тяжелую годину,
Как травы в осень, полегли...
А по весне цветы алеют,
Всем говорят они о том,
Что здесь, в краю своем родимом,
Казаки спят спокойным сном.
1984
Нина Арефьева, михайловская поэтесса и художница
Н. И. Арефьева, михайловская художница и поэтесса
Мой прекрасный сиреневый край
Мой прекрасный сиреневый край, 
Рощи с тихой прозрачной рекою, 
Как бы ни было трудно тебе, 
Никогда не расстанусь с тобою.

По весне расцветает сирень 
И черемуха белой метелью, 
Как люблю я сиреневый май 
И его голубые купели!

Как приятно бежать по росе, 
Серебристые капли сбивая, 
Не измерить к тебе всю любовь, 
Сторона ты моя родная!

А закаты над степью горят! 
Дарят сказку чудесную людям. 
Эту нежно звенящую даль                   
Мы нигде никогда не забудем.

Тихо пчелы летают над лугом, 
В перелеске кукушка кукует, 
Где-то иволга плачет в степи, 
Под стрехою голубка воркует...

А в сирени поет соловей,
В небе ясном звенит жаворонок —
Это наша родная земля!
Ее запах впитали с пеленок!

Удивительный, звездный мой край, 
Край с волшебною алой зарею, 
Как бы ни было трудно, ты знай — 
Я вовек не расстанусь с тобою!
1999
Нина Арефьева
Интересные ссылки

2 комментария:

  1. Добрый день, Людмила Борисовна! Краеведение, краелюбие...как можно не любить свою малую родину...Ваша публикация мне нравится, стихи, иллюстрации прекрасны. Вспомнились слова поэта Л.Дербенёва:
    Но где б ты вдали ни бродил, все равно
    Ты помни, встречая рассвет,
    Что место одно есть такое, одно,
    Где ты появился на свет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Ивановна, здравствуйте!
      Вы абсолютно правы. Малая родина - это начало всего - детской дружбы и юношеской любви, выбор профессии и становления человека как личности, семья и работа, и вообще вся жизнь...Малая родина дает сам смысл существования человеку, без нее никак нельзя...
      Спасибо большое за отзыв, искренне рада Вам. Спасибо за стихи, даже кажется, песня была на эти замечательные стихи.
      Всего Вам самого доброго, светлого, позитивного и вдохновляющего!

      Удалить

Новинки поэзии

Новые поэтические сборники 2023-2024 гг. Дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию информацию о новых поэтических сборниках, которые были из...