четверг, 8 августа 2019 г.

Летние стихи

Нежность к жизни быстротечной ускользающих времен…: Стихи о лете Ларисы Миллер
Дорогие друзья!
Имя замечательной поэтессы Ларисы Миллер уже встречалось в нашем блоге – на странице «Зимние стихи».
Её стихи отличаются пронзительностью строк, особой доверительностью и некой загадкой. Написанные кажется просто, без поэтических изяществ, они, тем не менее  «цепляют» душу. Стихи Ларисы Миллер мне очень близки, и я предлагаю вам сегодня, дорогие друзья, познакомиться с «летними стихами» поэтессы. Летними их можно назвать условно, т.к. они больше посвящены передаче состоянию души и чувств поэтессы, чем описанию природы. Но сколько в них поэзии, мудрости, философии, жизненной силы…
Давайте читать стихи Ларисы Миллер! 
Жить на свете, – что может быть проще? 
И в июньской полуденной роще
Меж стволами бродить и бродить
И, беседы утративши нить,
Всё брести, не заметив молчанья,
В сонной роще, где вечно качанье
И поскрипыванье ствола
И на землю стекает смола.
1969
И ночью дождь, и на рассвете,
И спят благословенно дети
Под шепоток дождя.

Покуда тишь и дождь как манна
Идет с небес – всё безымянно
Окрест. А погодя

Вновь обретет и знак, и дату
И двинется опять куда-то,
Неведомо куда.

И распадется, раздробится
На силуэты, жесты, лица,
Миры и города.

И станет зыбким и конечным
Всё то, что достояньем вечным
Как будто быть должно.

И будут новые потери
Нас укреплять в нелепой вере,
Что так заведено.

Устав от собственного ига,
Мы будем ждать иного мига,
Напрягши взор и слух

И позабыв за ожиданьем,
Что мы владеем мирозданьем
И что бессмертен дух.
1971
Засилье синевы и трав.
И ветер, веткой поиграв,
Стихает сонно.
И всё вокруг – чудесный сплав
Того, что сгинет, прахом став,
И что бездонно.
И даже малый лепесток –
Итог явлений и исток.
И жизнью бренной
Мы вносим свой посильный вклад
В не нами созданный уклад
Земли нетленной.
А вся земля белым-бела,
Роняют пух свой тополя,
И меж стволами,
Покинув бренные дела,
Летают души и тела,
Шурша крылами.
1973
Всё лето шел зеленый ливень.
И был он тих и непрерывен.
Густые ветви до земли,
Как струи долгие, текли.
И дули ветры, их колебля.
Текла трава, стекали стебли,
Текли и не могли утечь,
Текли, касаясь наших плеч,
И щиколоток, и коленей.
…Мильон таких прикосновений
Переживешь за жизнь свою,
Не ведая, что ты в раю,
И ожидая, ожидая
Других чудес, другого рая.
1977
I
Всё происходит наяву
Иль только памятью живу
Об этих днях – сама не знаю.
Живу, как будто вспоминаю
В каком-то горестном «потом»
И этот сад, и этот дом,
На окнах влажные дорожки,
На лепестках росинок брошки,
Листок, налипший на стекло.
И будто вовсе истекло
Едва начавшееся лето.
И даже при обилье света
Ребячий красный свитерок,
И свежевымытый порог,
И горстка ягод – точно в дымке,
Туманны, как на старом снимке,
Над коим тихо слезы лью,
Припоминая жизнь свою.
 II
И вижу улицу родную
И подойти хочу вплотную
К ступенькам и дверям своим,
Но между мной и ними дым.
Туман и дым меж мной и ними,
И называю чье-то имя,
Смеюсь, дурачусь, но не счесть
Шагов меж мной и тем, что есть,
Меж мной и радостью текущей
Пространства холодок гнетущий,
И всё, с чем я лицом к лицу,
Как будто бы пришло к концу
И в дымке, как воспоминанье.
Не то живу, не то за гранью
Происходящего со мной
Лишь вспоминаю путь земной.
1979
А мне туда и не пробиться,
Откуда родом дождь и птица.
И полевые сорняки
Такие знают тайники,
Какие для меня закрыты.
Дороги дождиком изрыты,
А дождик в сговоре с листвой.
И разговор невнятный свой
Они ведут. И дождь уклончив:
Стихает, речи не закончив,
И вновь летит наискосок,
Волнуя реку и лесок
Речами быстрыми. Как в душу
Я в реку глянула: «Послушай»,
Прошу: «Поведай, покажи»…
А там лишь небо да стрижи.
1980
И троп извилистых тесьма,
И ярко вспыхнувшие маки
Есть неразгаданные знаки
К нам обращенного письма.
И эти листья, и трава,
И подорожник, и кузнечик –
Какой-то потаенной речи
Невероятные слова.
И стебли, льнущие к руке,
И куст, задевший гроздью красной, –
Есть разговор большой и страстный
На непостижном языке.
1983
Снова жаркое лето. И солнце в зените.
И натянуты все животворные нити.
И, спускаясь с небес, вьется нить дождевая,
За живое любую из них задевая,
Заставляя звучать. И вот-вот оборвется
Животворная нить. Но покуда поется
И танцуется нам в мировой круговерти,
Будем петь и кружить, и ни звука о смерти.
1985
От яблок ветка тяжела.
Я рядом с ней весь день жила,
И поживу еще, быть может,
Коль хватит сил, коль Бог поможет.

Плоды зеленые висят,
Дожди всё лето моросят,
Размокший след ведет к калитке,
А жизнь моя висит на нитке –
На солнечной, на дождевой,
На ускользающей, живой.
2004
Источник
А живём мы всегда накануне.
Накануне каникул в июне,
Часа звёздного, чёрного дня,
Золотого сухого огня.
Накануне разлуки и встречи.
Обними меня крепче за плечи.
Мне не жить без тепла твоего
Накануне не знаю чего.
2007
Ну вот опять и я и лето,
И гром, и дождик проливной,
И день, ушедший от ответа
На тот вопрос, что задан мной –
Мол, как, какими, мол, ветрами,
Судьбами нас на этот свет… -
И блики на оконной раме,
Вновь заменившие ответ.
2013
Море света. Живи — не хочу.
И, лицо подставляя лучу,
Я стихи сочиняю о лете —
Чем ещё заниматься при свете?
На свету, на свету, на свету
Строчку эту меняю на ту,
И гуляет по ткани словесной
Ломкий луч, золотой и небесный.
Небо синее, синее, синее,
Горизонта текучая линия
Никогда и нигде не кончается,
В речке облако тихо качается.
Жить легко. От лукавого сложности
И неслыханны наши возможности,
Наверху небеса безграничные,
Под ногами поля земляничные.
Ну успокойся, успокойся,
Живи и ничего не бойся,
Кругом воздушная среда,
И, раз уж ты попал сюда,
Дождями летними умойся.
Летят по ветру лепестки…
Увы, не избежать тоски,
Но и тоска остра, как счастье…
Поди пойми, что в нашей власти,
Что далеко, к чему близки.
Посулы дивные всё глуше.
А хочется, развесив уши,
Их слушать, слушать без конца…
Цветёт шиповник у крыльца,
Белеет у крыльца шиповник,
И дождь, как молодой любовник,
Стучит то в двери, то в окно…
Лишь благолепие одно
Творится тут и там, повсюду,
И дождик сбил на землю груду
Ему покорных лепестков
И прошумел, и был таков.
Мир июньский
1
Мир июньский — он безгрешен
И зелёным занавешен,
Он безгрешен, тих и чист,
Как дождём омытый лист.
Нас сюда пожить пустили,
И грехи нам отпустили,
Отпустили нам грехи,
Мы покорны и тихи.
Под зелёной это кроной
Средь травы такой зелёной
Провести б остаток дней…
Впрочем, Господу видней.
2
Под зелёной тихой кроной
Я живу в тоске зелёной…
Боже правый, помоги!
Их зовут зелёной зоной —
Эти летние круги,
По которым, что ни лето,
Я хожу, легко одета,
Одинока и дика
Средь всего, что мной воспето
В позапрошлые века,
А вернее, в прошлом веке.
Не лиши своей опеки,
Если можешь, не лиши.
Без Тебя мы все калеки,
Где-то рядом подыши.
Хорошо где нас нет, где нас нет и не будет,
Где не вьётся наш след, и заря нас не будит,
Где не наши горят и сгорают закаты,
И не нам говорят что-то тайное даты,
Где не наши дожди льют в июне, в июле,
Где не нам «Подожди» на прощанье шепнули.
Дождик летний моросит.
Под дождём бельё висит,
Мокнет фартук, мокнет майка,
Видно, сладко спит хозяйка.
У картинки мирный вид:
Всё земное дождь кропит,
Под дождём бельё обвисло…
Не ищи большого смысла
В бытовании земном.
Хорошо, забывшись сном,
Позабыть судьбы уловки,
Как бельишко на верёвке.
Ничего не понимаю.
Пенью птичьему внимаю
И гляжу на синеву.
Жизнь прошла, а я не знаю
До сих пор, зачем живу.
До сих пор одни вопросы…
На траве сверкают росы…
Все при деле. Все в трудах:
Тополя бегут с откоса,
И жасмин цветёт в садах.
Всё путём, и всё в порядке.
Наступает самый краткий,
Самый сладкий летний миг.
Под ногами — только шаткий,
Только зыбкий солнца блик —
Вот и вся моя основа.
Не предвидится иного.
Остальное — только миф…
Боже мой, скажи хоть слово,
Хоть словечко — чем ты жив?
Тропки вьющаяся нитка
Да скрипучая калитка —
Вот и весь мой славный путь.
Погибаю от избытка
Трав шуршащих. Кто-нибудь,
Кто-нибудь, войди со мною
В это царствие земное,
В эти заросли войди,
Где листва живой стеною
Впереди и позади,
Где повсюду птичьи трели,
Где такое мне напели,
Что не в силах повторить,
Где душа, тоскуя в теле,
Хочет тихо воспарить.
Источник
Так лето жду, как будто летом
Сойдётся жизнь моя с ответом,
Всё разрешится, совпадёт,
И всё по-новому пойдёт.
Пойдёт легко, пойдёт вприпрыжку,
Пойдёт, не помня про одышку,
В те ненаглядные сады,
Где можно пожинать плоды
И наблюдать цветов оттенки,
Снимая с дней густые пенки.
Я вхожу в это озеро, воды колыша,
И колышется в озере старая крыша,
И колышется дым, что над крышей струится,
И колышутся в памяти взоры и лица.
И плывут в моей памяти взоры и лики,
Как плывут в этом озере светлые блики.
Все покойно и мирно. И - вольному воля -
Разбредайтесь по свету. У всех своя доля.
Разбредайтесь по свету. Кочуйте. Живите.
Не нужны никакие обеты и нити.
Пусть уйдете, что канете. Глухо, без срока.
Все, что дорого, - в памяти. Прочно. Глубоко.
12 декабря 2013 г.
О, разнотравье, разноцветье.
Лови их солнечною сетью
Иль дождевой — богат улов.
А я ловлю их в сети слов.
И потому неуловимы
Они и проплывают мимо.
И снова сеть моя пуста.
В ней ни травинки, ни листа.
А я хотела, чтоб и в стужу
Кружило все, что нынче кружит,
Чтобы навеки был со мной
Меня пленивший миг земной;
Чтобы июньский луч небесный,
Запутавшись в сети словесной,
Светил, горяч и негасим,
В глухую пору долгих зим;
Чтоб все, что нынче зримо, зряче,
Что нынче и поет и плачет,
А завтра порастет быльем,
Осталось жить в стихе моем.
Жизнь мгновенно пролетела.
А чего же ты хотела?
Я б хотела, чтоб она
Долго шла и тихо пела,
И неспешна и вольна.
Чтобы шла неторопливо
Возле самого залива,
Возле плещущей волны,
Чтоб волна была гуллива,
Ну а брызги солоны.
Чтобы шла и не кончалась,
Чтобы лодочка качалась
На серебряной воде…
Жизнь стремительно промчалась,
Да и лодки нет нигде.
На исходе сверкнувшего лета,
На излёте блеснувшего дня,
И в конце письмеца и куплета
Что поставить – спросите меня.
Я отвечу вам: только не точку,
Точка – это погибель и мрак.
Пусть венчает и лето и строчку,
И судьбу вопросительный знак.
Изумлённый, всегда изумлённый,
Не понявший почти ничего,
Как в загадку и тайну влюблённый
В эту жизнь - ставьте только его.
2013
Источник
О жизнь, под говор голубиный
Веди меня в свои глубины,
Веди меня на свой простор,
Веди со мною разговор
Неиссякаемый и длинный.
Влеки в глухие тайники.
Благословляю всё живое –
Любое деревцо кривое,
И горизонт, и тупики,
И омуты, и родники.
Полет, терзанье у развилки,
Биение височной жилки.
Не выпускай моей руки.
Хоть я всего лишь из мирян,
И не пророк, и не предтеча,
Даруй и мне простые речи
Лесов и солнечных полян.
Ничем не стану донимать.
И лишь в одном моя гордыня –
Что жить хочу. Хочу, как ныне,
Во все века тебе внимать.
1974
Осыпающийся сад
И шмелиное гуденье.
Впереди, как сновиденье,
Дома белого фасад.
Сад, усадьба у пруда,
Звук рояля, шелест юбки...
Давней жизни абрис хрупкий,
Абрис зыбкий, как вода,
Лишь в душе запечатлен.
Я впитала с каплей млечной
Нежность к жизни быстротечной
Ускользающих времен…
1983
Сайт Ларисы Миллер
Еще 5 стихов о лете Ларисы Миллер – здесь.

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Какие красивые летние стихи у Ларисы Миллер. Спасибо за чудесное, тёплое настроение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
      Искренне рада, что стихи понравились. Мне нравится, что она передает описание природы через свои чувства и отношения.
      Спасибо за отзыв и внимание к блогу. Всего Вам самого доброго и светлого!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила! Какое приятное начало дня-встреча с поэзией Ларисы Миллер. Как давно живу на этом свете(так думаю), стихи Л.Миллер читала ещё в журнале "Новый мир". У Вас получилось прекрасная подборка летних стихотворений с чудесными иллюстрациями. Даже дождик виден. Спасибо!) Ваш пост можно читать каждый день и наслаждаться хорошей поэзией)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Ивановна, здравствуйте!
      Спасибо огромное за такие добрые, теплые слова. Очень рада, что поэзия Ларисы Миллер Вам тоже нравится. Прошу прощения за задержку с ответом, нахожусь в отпуске, уезжала, встречала гостей и другие домашние и семейные дела, не заглядывала в блог. Простите, пожалуйста...
      Удачи Вам, добра, позитива, прекрасного летнего настроения! А лето уже заканчивается и как-то немного грустно...

      Удалить
    2. Здравствуйте, Людмила! Понимаю Вас - летом столько забот-хлопот) Благодарю Вас за добрые пожелания и приглашаю заглянуть в мой блог, вдруг, будет интересно:)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила! Спасибо за чудесную подборку. Стихи Ларисы Миллер нравятся лаконичностью и законченностью мысли. Как будто в фокусе - один обьект, но рассмотренный со всех сторон.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия, здравствуйте!
      Как Вы хорошо написали о стихах Ларисы Миллер, это действительно так, согласна с Вами. Спасибо большое за отзыв, искренне рада видеть Вас в блоге. Прошу прощения за задержку с ответом, отпуск и немного расслабилась, ругаю себя.
      Удачи Вам, радости сердечной и душевной, доброго, позитивного настроения, всех благ и благополучия!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила! Хочешь получить хорошее настроение - начинай день со стихов! А на Вашем блоге такие замечательные стихи, в т.ч. в сегодняшнем сообщении. Стихи Л. Миллер встречались мне раньше, но Вы сделали замечательную подборку - впечатляет! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, здравствуйте!
      Спасибо за добрые слова, за эмоциональный отзыв. Рада, что подборка стихов Ларисы Миллер Вам тоже понравилась. Удачи Вам, здоровья, счастья, добра и благополучия!
      Простите, пожалуйста, за задержку с ответом на Ваш комментарий. Отпуск и немножко отвлеклась от блогов...

      Удалить
  5. Людмила Борисовна, добрый вечер! Я получила огромное наслаждение, стихи замечательные! Скоро мы будем уже вспоминать лето, но время мчится без оглядки! В душе останутся стихи и память!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Рудольфовна, здравствуйте!
      Прошу прощения за задержку с ответом, давно в блог не заглядывала, разные семейные проблемы. Да, лето прошло, остались только воспоминания. Осень за окном - новые впечатления и ожидания. Осень люблю, но раннюю, так называемую - "золотую", когда красота в лесу стоит необыкновенная...
      Спасибо Вам большое за отзыв, я искренне всегда рада гостям и читателям блога. Удачи Вам, успехов, осенней радости, добра и чудесного осеннего настроения!

      Удалить

Стихотворение дня

Афанасий Фет «Учись у них - у дуба, у берёзы…» Дорогие друзья! В рубрике « Стихотворение дня» предлагаю вашему вниманию стихотворение Афан...