Больно! (Робкая весна). Стихи Карин Бойе
Дорогие друзья!
В рубрике «Стихотворение дня» размещаю необычное стихотворение о весне – «Больно!» или еще в скобках указывают другое название – «Робкая весна». Автор - Карин Бойе, имя для меня неизвестное. Но прочитайте, пожалуйста, это стихотворение – вы реально почувствуете боль раскрывающейся почки, страх перед новым и неизвестным явлением жизни, а в конце стиха – покой и расслабление… Стихотворение затронуло меня, захотелось узнать о его Авторе. Если вам интересно – прочитайте небольшую биографию Карин Бойе ниже, после стиха. Да, и стихотворение, и жизнь поэтессы – необычны, а финал её жизни – вообще трагический…
Об авторе: Карин Бойе (1900–1941) – писатель, поэт, критик, эссеист, автор 5 книг стихов. Родилась в Гётеборге, жила в Стокгольме. Классик скандинавской поэзии.
Больно! (Робкая весна)
Больно почкам лопаться весною,
Так робка весна — не оттого ли?
И не оттого ль, горя душою,
Мы бледнеем, скорчившись от боли.
То, что было заперто зимою,
Прочь, наружу просится, стучится.
Больно, больно раскрываться почке:
Больно — жизни —
и ее темнице.
Трудно, очень трудно каплям — падать,
Зависать над пропастью разверстой,
К ветке льнуть — и вниз скользить, срываясь,
Трепетать, еще держась, над бездной,
Трудно, жутко — наконец решиться,
Страшно — в пропасть грозную сорваться,
Трудно оставаться, замирая,
Вниз стремиться —
и хотеть остаться.
И когда терпеть уже нет мочи,
Листья вырываются из клетки,
И когда последний страх отброшен,
Капли отрываются от ветки,
Позабыв о страхе перед новью,
Позабыв об ужасе паденья,
Полнятся — доверьем и покоем —
Чудным, животворным —
на мгновенье.
О КАРИН БОЙЕ
… Боль раскаленная твоих прекрасных песен
Тебя навеки сделала живой.
Это заключительные строки стихотворения «Карин Бойе» норвежской поэтессы Ингер Хагеруп в переводе Анны Ахматовой.
Карин Бойе родилась в Гётеборге в 1900 г. Начала писать еще в гимназические годы и к моменту выхода в свет первого сборника стихов «Облака» (1922) уже имела за плечами значительный поэтический опыт. Известность и признание принесли Бойе вторая и третья книги стихов — «Сокрытая земля» (1924) и «Очаги» (1927) Вот что писала Хагар Олссон, один из авторитетнейших критиков того времени:
«…Ласточка — вот, пожалуй, верное слово для поэзии Карин Бойе. Она не обладает силой орла; мах ее крыльев не имеет той широты и дерзости; но она не принадлежит и к серой, болтливой породе воробьев. Она летит высоко и красиво, и ветер шумит в ее трепещущих крыльях… Это тона, отличные от тех, которые мы привыкли слышать в современной поэзии Швеции. Это что-то, что зажигает, пробуждает, увлекает, это в самом деле — поэзия!
Вы не встретите здесь эстетствующего ханжества о простых маленьких буднях, о простом маленьком доме и о простом маленьком счастье, вы встретите честную душу, которая смотрит без каких-либо иллюзий на действительность, видит неизбежность страдания и суетность счастья, но не ищет убежища от этого, а скорее готовит себя для другого — более высокого — полета. Вы встретите здесь отважный дух, прошедший через гибель своего «я» и не остановившийся на этом, не жалующийся и не жалеющий себя, обретающий силу в более высокой реальности…»
Еще в гимназические годы Карин проявила глубокий интерес к восточной философии — веданте, буддизму. Впоследствии в поисках активного, животворящего начала поэт обратился к христианству. Огромное воздействие на ее творчество оказали горячо любимые авторы: Киплинг, Ницше, Уитмен. На стихи Бойе значительное влияние оказала также древнескандинавская поэзия. Она дала ей сюжеты и образы некоторых стихотворений; ее следы есть в эстетике поэзии Бойе, в частности, в ключевом понятии «прямоты» — rakhet.
В четвертом (последнем прижизненном) сборнике «Ради дерева» (1935) еще сильнее, чем в предыдущих книгах, звучат трагические темы: соприкосновение с Реальностью, прекрасное и страшное, принесение себя в жертву.
Еще в начале своего творческого пути Бойе познакомилась с работами Фрейда. Фрейдизму и психоанализу было суждено сыграть в ее жизни сложную и противоречивую роль. С одной стороны, психоанализ помог Карин Бойе, как и некоторым другим художникам, найти новые темы, создать новые образы и вместе с тем решить, хотя бы временно, личные психологические проблемы. С другой стороны, тогдашний психоанализ был способен и углубить душевный кризис, усилить страдания…
Карин Бойе ушла из жизни, находясь на вершине своей славы как поэт и прозаик — огромный успех имел ее роман-антиутопия «Каллокаин», изданный в 1940 году. Книгу сравнивают с "1984" Оруэлла и "Дивным новым миром" Хаксли, хотя Карин Бойе опередила обоих – "Каллокаин" был опубликован еще в 1940 году. Роман должен занять свое заслуженное место в ряду лучших, классических антиутопий.
Острейший душевный кризис завершился самоубийством поэтессы 23 апреля 1941 года.
Смерть Бойе — во многом результат личной драмы. Ее жизнь была постоянным, трагическим поиском любви — жертвующей, страстной. Последствия творческого сверхнапряжения еще более усиливали душевные страдания. И в то же время уход Бойе из жизни был именно самоубийством поэта, своего рода апогеем, крайним выражением того, что Харри Мартинсон в статье о творчестве Бойе назвал «протестом поэтессы против действительности и против законов жизни, протестом против того, что жизнь отнюдь не прекрасна…».
Бойе оставила яркий след в шведской поэзии ХХ века. Серьезным было ее влияние на таких авторов, как Гуннар Экелёф, Харри Мартинсон, Артур Лундквист. Собрат Карин Бойе по перу — замечательный шведский поэт, будущий Нобелевский лауреат Харри Мартинсон писал, обращаясь к ней в стихотворении «Постскриптум»:
…Обещаю тебе всегда
в прекрасные снопы вязать
мгновения — жатву жизни.
После знакомства с биографией поэтессы аозникает желание прочитать другие её стихи. С ними можно познакомиться, пройдя по ссылочкам.
Интересные ссылки
Какие грустные стихи!
ОтветитьУдалитьДа, Ирина Михайловна, согласна с Вами. Грустные и одинокие, чувствующие чужую боль...Такие же, как и сама поэтесса, такая красивая и одинокая...
Удалить