среда, 15 февраля 2023 г.

Стихотворение дня

Дмитрий Мережковский.
Ослепительная снежность
Дорогие друзья!
Очень понравилось стихотворение «Ослепительная снежность», которое я прочитала недавно. Автор стихотворения — Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941), русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.
Знаю, что Мережковский более популярен как писатель. Его «Воскресшие боги Леонардо да Винчи» популярны у почитателей его творчества. Проза писателя переводилась на разные языки, была известна и в Европе.
Д. Мережковский
Но вот со стихами Мережковского познакомилась впервые. «Одиночество в любви», «Молитва о крыльях», «Признание», «Проклятие любви» и др. привлекли внимание. В них необыкновенная грусть и тоска… Василий Розанов писал о творчестве Мережковского: «Я думаю, из писателей, писавших в России…, было мало принявших в душу столько печали».
Особенно поразило стихотворение «Ослепительная снежность». Как в нем всё красиво и печально, завораживающе… Захотелось это стихотворение поместить в обрамление зимних пейзажей, чтобы сильнее проникнуть в его самую суть… Прочтите, пожалуйста, это стихотворение…
Ослепительная снежность
Л. Н. В<ильки>ной
Ослепительная снежность,
Усыпительная нежность,
Безнадежность, безмятежность —
И бело, бело, бело.
Сердце бедное забыло
Всё, что будет, всё, что было,
Чем страдало, что любило —
Всё прошло, прошло, прошло.
Всё уснуло, замолчало,
Где конец и где начало,
Я не знаю,— укачало,
Сани легкие скользят,
И лечу, лечу без цели,
Как в гробу иль в колыбели,
Сплю, и ласковые ели
Сон мой чуткий сторожат.
Я молюсь или играю,
Я живу иль умираю,
Я не знаю, я не знаю,
Только тихо стынет кровь.
И бело, бело безбрежно,
Усыпительно и нежно,
Безмятежно, безнадежно,
Как последняя любовь!
10 января 1906
Иматра
Картины из открытых источников Интернета.
Интересно примечание к стихотворению "Ослепительная нежность", опубликованному на merezhkovsky.ru, там написано следующее:

Весы. 1906. № 3/4. Навеяно увлечением Людмилой Николаевной Вилькиной (1873—1920), поэтессой символистского круга, женой поэта Н. Минского. За несколько дней до отправки стихотворения поэт писал ей: «Вот уже два дня Вы меня преследуете как наваждение. Больше чем когда-либо верю в реальность демонического <...>. Я повторяю Ваше имя, Бэла (имя Вилькиной до крещения), я его так люблю — в нем облачная нежность и холодная мягкая белая снежность» (письмо от 6 января 1906 г. из Иматры. — Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1991 год. СПб., 1994. С. 234).

Источник: Мережковский Д. С. Стихотворения и поэмы / Д. С. Мережковский ; вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания К. А. Кумпан. — Санкт-Петербург : Академический проект, 2000. — 928 с. - (Новая Библиотека поэта).
Интересные ссылки

2 комментария:

  1. Спасибо, Людмила Борисовна, за это стихотворение. Прочитала, мне понравились строки и картины. Тишина, покой, благодать...

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина Ивановна, здравствуйте!
    Всё-таки великая русская поэзия...В ней находишь успокоение и тишину, очищение и возвышение духа, благодать и умиротворение...
    Спасибо за отзыв, искренен рада видеть Вас в гостях. Мира, добра, душевного спокойствия, благополучия!

    ОтветитьУдалить

Стихи о войне

И дожить до Победы, Боже, нам помоги... Дорогие друзья! Приближается великий праздник для России, особенно в свете событий последних двух ле...