суббота, 14 января 2023 г.

Новинки поэзии

"Что надо, чтобы жить? Совсем немного надо...":
Вышла в свет новая книга Ларисы Миллер
Дорогие друзья!
Давайте в черный день
подумаем о снеге,
О медленном его
и неустанном беге...
Отбрасывая тень,
в безмолвии качнется,
И сгинет черный день,
и белый день начнется.
Лариса Миллер
Большая радость для всех любителей хорошей поэзии – вышла в свет новая книга Ларисы Миллер. О ней и ее стихах в нашем блоги были уже посты (можно посмотреть здесь). 
Сегодня я предлагаю познакомиться с новым сборником стихов и прозы Ларисы Емельяновны Миллер, информация о котором появилась в конце прошлого года.
Когда тягостно, рука сама находит на полке сборник стихов Ларисы Миллер. Наугад открывается книжка. Так толкаешь дверь наугад в душном полумраке, любую дверь — лишь бы скорее на воздух.
Хочу на воздух, чтоб вовне
С тишайшим снегом наравне...
Любая страница, любой стих Ларисы — и ты ожил, ветерок обдул, кислород попал в кровь.
Как это хорошо – перелистывать стихи, грезить над ними, забывая о жестокой сиюминутице.
Тебя помилуют, не бойся.
Ложись и с головой укройся.
Ложись и спи лицом к стене.
Ночной покой всегда в цене.
Дыши всю ночь легко и ровно.
Да будут те, с кем связан кровно,
Хранимы ангелом самим.
Да будет ангел сам храним...

В 1967 году Арсений Тарковский, любимый учитель Ларисы Миллер, написал ставшее хрестоматийным стихотворение:
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало...
Строчкой «только этого мало» завершается каждая строфа этого прекрасного стихотворения, и от того утекание жизни здесь ощутимо физически, до дрожи и слез. Нам всегда хочется большего, чем нам дано.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало...
Поэтесса Лариса Миллер
Но не так у Ларисы Миллер. Вместо «только этого мало» в ее поэзии всегда слышится: только этого ...много. Это не полемика с учителем, но примечание на полях.
«Не вмещаю, Господи, не вмещаю. Ты мне столько даришь, а я нищаю...»

«...ангел в жилище со мной поселился и всем, чем он полон, со мной поделился...»

«Ненастный день. Туман и сырость. И всё же это Божья милость...»

«Пусть дышит дом, что в гуще сада стоит. И большего не надо...»

«Что надо, чтобы жить? Совсем немного надо: в июльский день кружить по тихим тропкам сада...»
Уже десятки лет Ларису Миллер сопровождают упреки критиков в повторяемости мотивов, однообразии парных рифм, в том, что она всю жизнь пишет одну книгу, не пытаясь измениться ни по форме, ни по существу. Верность поэта себе особенно раздражает тех, кто каждый день меняет маски. Ты не пляшешь вокруг костра с воинственными кличами? Что ж, берем тебя на мушку.
Лариса  Миллер
Подобные упреки сопровождали когда-то Ахматову, а из наших недавних современников – рано ушедшего Игоря Меламеда. Отвечая на такого рода критику, он однажды заметил: «Поэту, пишущему по благодатному наитию, ничего искать не надо... Благодатное преображение ограничивает экспансию стиля, обуздывает в нем стремление к захвату чуждых ему сфер...»

Игорь одним из первых отметил прямую связь между убылью божественной благодати в поэзии и тем, что происходит в жизни. Причем дисгармония поначалу празднует победу в литературе, а потом уже захватывает саму повседневность.
...Придумала не я, и я не виновата,
Что вечно не сыта утроба каземата.
Но чудится: с меня должны спросить сурово
За убиенных всех. За всех лишенных крова.
Эти строки написаны Ларисой жизнь тому назад, в 1979-м, когда еще нельзя было представить, что через сорок лет мировая дисгармония достигнет такой небывалой лютости.

Но поэт не бросает в отчаянье свой труд, как монах не оставляет молитвы в самые катастрофические времена. Поэт черными нитками строк штопает разодранное пространство.
Стихи, исполненные любви и надежды, еще вчера мы легко пропускали мимо ушей. Можно было как-то и без них жить.

Сегодня без ласкового прикосновения душа сохнет уже к утру. Просыпаешься: а где душа? Вчера она еще была тут, но «упало каменное слово на мою еще живую грудь...»
Протянем же руку туда, где нас ждет поэт. Может, вместе с его книгой и душа найдется.

В 1978 году Тарковский предсказал: «Л. Миллер – поэт гармонического стихотворения, а это было и будет драгоценностью во все времена...»
В зимние сумерки свет потуши
И обнаружишь свеченье души.
Миллер, Лариса Емельяновна. Смотри, светает! : сборник поэзии и прозы / Лариса Миллер. - Москва, ТВ, 2022. – 162 с.

Лариса Миллер - поэт, прозаик (р. 1940, Москва), окончила Институт иностранных языков. Преподавала английский язык. Автор книг «Безымянный день», «Земля и дом», «Поговорим о странностях любви», «Между облаком и ямой», «Упоение заразительно».
В 2018 г. увидел свет сборник стихов Ларисы Миллер "А между тем" - избранное за полвека. Представляемая книга «Смотри, светает!» включает новые стихи Ларисы Миллер и новые короткие эссе, написанные в 2020-2021 годах: "Но я должна вам пригрозить, что я могу вас заразить. порочной тягой к счастью и к жизни пагубною страстью".
Книги Ларисы Миллер – здесь и здесь.
СОДЕРЖАНИЕ  КНИГИ:




СТИХИ ИЗ НОВОЙ КНИГИ И «ЖИВОГО ЖУРНАЛА»
Куда-то с бабушкой иду.
Мне года три или четыре.
Я в интересном этом мире
Жизнь интересную веду.
Идет здесь странная игра
И называется «бомбежка»,
И я ловлю в свои ладошки
Летучие прожектора.
А в магазине я встаю
На небольшую табуретку
И за липучую конфетку
Стихи читаю и пою.
А чтобы ночь была теплей,
Я у бабули вместо грелки,
А в черной радиотарелке
Звучит Алябьев «Соловей».
Хорошей эпоха была, нехорошей,
Но я в своё прошлое камень не брошу.
А вдруг, бросив камень, я, как на беду,
В кого-то из близких своих попаду,
С которыми я в прошлом веке рассталась,
Которых сегодня уже не осталось.
И давние окна, что нежно люблю,
Я вдребезги камнем своим разобью.
Мне вечно что-нибудь мешало,
Терзало душу, сна лишало,
Внушало мне, что счастья нет,
Я горько плакала в ответ
И горевала, и рыдала,
И жизнь, как дождь, пережидала,
И вдруг решила: глупо ждать –
Гулять под ливнем – благодать.
Проснулась и чувствую: всюду болит.
На месте артрит и на месте колит,
Стреляет коленка, болит голова.
Короче, победа – я снова жива.
И даже я знаю, что надо принять,
Чтоб острую боль потихоньку унять,
Что надо покапать, а что рассосать,
Чтоб дальше о радостях жизни писать.
Унывать – синдром заразный.
Лучше празднуй, празднуй, празднуй.
Повод сыщется всегда
Без особого труда.
Вот живёт с тобою рядом
Не убитая снарядом
Драгоценная семья:
Дочки, внучки, сыновья.
И, живя в своём родимом
Доме целом, невредимом,
Лягут спать в свою кровать.
Как же тут не пировать?
Всё кончается горестно, судя по слухам,
Ну а я почему-то не падаю духом.
Даже больше того: я парю в облаках,
Так как близкие носят меня на руках.
И для наших детей, для тебя, мой хороший,
Я стараюсь быть лёгкой и радостной ношей.
Не мешайте жизни жить.
Ей и так сегодня больно.
У неё и так довольно
Разных поводов тужить.
Ей и так, ныряя в ночь,
Надо всячески храбриться,
Чтоб сквозь тьму самой пробиться
Да ещё и нам помочь.
Ей и так в который раз
В век унынья и печали
Чем-то вроде светлой дали
Обеспечить надо нас.
Когда, заглушая весенний галдёж,
Раздастся пронзительный голос сирены,
То ты, покидая родимые стены,
Бери только то, без чего пропадёшь.
Бери, собираясь в неведомый путь,
Кой-что из лекарств, кое-что из одежды,
А главное, каплю последней надежды
Средь прочих вещей захватить не забудь.
Такое множество смертей,
Куда ни глянь, сплошные нети
Почивших больше, чем людей,
Прописанных на белом свете.

А день белеет, как белел,
И стая птиц поет, как пела,
Как будто им сам Бог велел
Вершить святое это дело.
Закрыть глаза на то, на сё,
Закрыть глаза на то, на это,
Закрыть глаза и ждать рассвета.
Проснуться – и сияет всё.
Вот мир, в котором можно жить,
Который всей душой приемлю.
Спешу скворцам, которым внемлю
Крупицы счастья накрошить.
К чему готовиться? К рассвету.
К чему, попав на землю эту,
Готовиться? К земным делам,
К веселью с горем пополам,
К дурной привычке мирозданья
Всё делать против ожиданья.
А утро ничего не знает
О зле, добре. Оно летает.
Умея невесомым быть.
Какое счастье всё забыть
И знать одно – ура, светает
И можно новый свет пролить,
И всё на свете обнулить,
Стереть наскучившие даты.
И лишь словами, что крылаты,
Свой день грядущий заселить.

2 комментария:

  1. Унывать – синдром заразный.
    Лучше празднуй, празднуй, празднуй.
    Повод сыщется всегда
    Без особого труда.
    Прекрасный настрой на все дни и для всех) Читаю стихи Л.Миллер на её личной страничке. Многие поэты не чураются ВК. Спасибо большое , люблю хорошую поэзию)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Ивановна, здравствуйте!
      Прошу прощения за задержку с ответом на Ваш комментарий, болею, в блоги не заглядывала. Спасибо большое за отзыв, искренне рада видеть и читать Вас здесь. Мне тоже нравится поэзия Ларисы Миллер, нахожу созвучие и успокоение, дай Бог ей здоровья и еще долгих творческих лет!
      Всего Вам самого доброго, светлого, позитивно-вдохновляющего!

      Удалить

Новинки поэзии

Новые поэтические сборники 2023-2024 гг. Дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию информацию о новых поэтических сборниках, которые были из...