воскресенье, 27 ноября 2022 г.

Детская поэзия

Стихи А. Блока об осени для детей
Дорогие друзья!
Занималась с внуком, читали стихи об осени для детей разных поэтов. В руки попалась старенькая книжка (1967 года издания) – Александр Блок. Стихи для детей. В ней детские стихи А. Блока разделены по временам года. Мы выбрали осень, потому что она уже заканчивается и потому, что это самое красивое время года – такое разноцветье в природе, такая необыкновенная завораживающая красота…
Поэт Александр Блок
Предлагаю вам, дорогие друзья, познакомиться с детскими стихами об осени великого русского поэта Александра Блока! Представлены стихи для детей разного школьного возраста.
Уходит осень не спеша и уносит с собой всё очарование осенней природы, всю непередаваемую красоту осеннего леса, и кажется, что вместе с ней уходит какая-то частичка нашей жизни…
Детские стихи Александра Блока об осени
Осенний вечер так печален…
Осенний вечер так печален;
Смежает очи тающий закат…
Леса в безмолвии холодном спят
Над тусклым золотом прогалин.
Озер затихших меркнут дали
Среди теней задумчивых часов,
И стынет всё в бесстрастьи бледных снов,
В покровах сумрачной печали!
1898
Осень поздняя. Небо открытое…
Осень поздняя. Небо открытое,
И леса сквозят тишиной.
Прилегла на берег размытый
Голова русалки больной.

Низко ходят туманные полосы,
Пронизали тень камыша.
На зеленые длинные волосы
Упадают листы, шурша.

И опушками отдаленными
Месяц ходит с легким хрустом и глядит,
Но, запутана узлами зелеными,
Не дышит она и не спит.

Бездыханный покой очарован.
Несказанная боль улеглась.
И над миром, холодом скован,
Пролился звонко-синий час.
Август 1905
Множество произведений поэта о природе хранят в себе нечто таинственное, что в будничной жизни не замечается. Не исключение и упомянутое стихотворение, которое относится к пейзажной лирике.
По жанру это элегия. Тема – рассказ о поздней осени и бездыханной русалке на берегу реки. А. Блок пытается приоткрыть занавес природы, показать читателю то, что скрыто от человеческих глаз. Александр Александрович утверждает, что поздняя осень способна останавливать и даже замедлять жизнь в природе.

Начинается стихотворение краткой пейзажной зарисовкой. Поэту кажется, что небо открытое, а от лесов веет тишиной. Внимание поэта вдруг переключается на размытый берег, на который прилегла больная русалка. Кажется, рассказчика не покидают мысли о русалке на берегу, и он возвращается к этому образу, замечает, как на её зелёные волосы падают осенние листы. Речная красавица не может жить в лоне поздней осени. Этим и объясняется её состояние.

Поэт рассказывает о месяце, который «ходит с лёгким хрустом и глядит». Создается впечатление, что только месяц нарушает кромешную тишину. Но и этот шум не будит русалку. Она запуталась в волоса и не дышит. Блок намекает, что она умерла, ведь «не спит». Это подтверждается метафорой, которой начинается следующая строфа: «бездыханный покой очарован». Смерть для русалки – спасение от несказанной боли.
Художник Charles White.
Осенняя элегия
Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится жёлтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист —
Душа не избежит невидимого тленья.

Так, каждый день стареется она,
И каждый год, как жёлтый лист кружится,
Всё кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
Луцевич. Золото осени
Золотистою долиной…
Золотистою долиной
Ты уходишь, нем и дик.
Тает в небе журавлиный
Удаляющийся крик.
Замер, кажется, в зените
Грустный голос, долгий звук.
Бесконечно тянет нити
Торжествующий паук.
Сквозь прозрачные волокна
Солнце, света не тая,
Праздно бьет в слепые окна
Опустелого жилья.
За нарядные одежды
Осень солнцу отдала
Улетевшие надежды
Вдохновенного тепла.
29 августа 1902
Зайчик
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится —
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
1906
Глушь родного леса…
Глушь родного леса,
Желтые листы.
Яркая завеса
Поздней красоты.

Замерли далече
Поздние слова,
Отзвучали речи —
Память всё жива.
5 сентября 1901
Шахматово
Синеет день хрустальный…
Синеет день хрустальный;
В холодных зовах высоты
Встает, горя, закат печальный,
И никнут поздние цветы.
Твой взор, Твой взор туманный,
Вернул мне ясность летних встреч…
Но нет! Лесов покров багряный
Спадает тихо, тихо с плеч.
И солнца луч прощальный,
Скользнув сквозь золото ветвей,
Зажег на миг бассейн овальный
Игрою призрачных огней…
1898
Как мимолетна тень осенних ранних дней
Как мимолетна тень осенних ранних дней,
Как хочется сдержать их раннюю тревогу,
И этот желтый лист, упавший на дорогу,
И этот чистый день, исполненный теней, —
Затем, что тени дня — избытки красоты,
Затем, что эти дни спокойного волненья
Несут, дарят последним вдохновеньям
Избыток отлетающей мечты.
1900
Художница Виктория Лёвина.
Там неба осветлённый край
Там неба осветленный край
Средь дымных пятен.
Там разговор гусиных стай
Так внятен.

Свободен, весел и силён,
В дали любимой
Я слышу непомерный звон
Неуследимый.

Там осень сумрачным пером
Широко реет,
Там старый лес под топором
Редеет.
1909
Творческий путь А.А. Блока всегда был труден. Одной из центральных тем его стихотворений была любовь. И это не обязательно должна была быть любовь к женщине, но и к природе, родной земле.
Стихотворение «Там неба осветлённый край» было создано поэтом в 1909 году во время его заграничного путешествия. В этот период Блок переживал несколько личных трагедий. Именно во время этих событий поэт осознаёт свой патриотизм. Он понимает, как сильно ему не хватает родной страны. Благодаря воспоминаниям о родине и появилось это стихотворение, небольшое по объёму, но наполненное смыслом. Здесь и прослеживается тема, которой придерживается Блок на всём своём творческом пути — любовь.

Родовое имение поэта — Шахматово — предстаёт перед Блоком ярким, светлым пятном среди всеобщего мрака. Он осознаёт, что именно здесь он был «свободен, весел и силён». Но в то же время он понимает, что пути назад уже не будет. Символичен старый лес, который «под топором редеет». Здесь поэт проводит параллель между лесом и своими воспоминаниями об этом месте. Им овладевает чувство, что такого счастья, как было раньше, он уже не испытает. Блоку крайне редко были свойственны пейзажные описания, но в этом стихотворении он использует их постоянно.
Это говорит читателю о том, что поэт помнит своё родное место до мельчайших деталей.
Стихотворение проникнуто печальной ностальгией по родному месту и времени, которое уже нет возможности повернуть вспять. Этими строками поэт призывает ценить настоящее, которое совсем скоро станет прошлым, от которого останутся лишь воспоминания.
Рисунок В. Смирнова. Иллюстрация в стиху "Уж осень, хлеб обмолотили"
Уж осень, хлеб обмолотили...
(Из набросков к поэме «Возмездие»)
Уж осень, хлеб обмолотили,
И, к стенке прислонив цепы,
Рязанцы к веялке сложили
Уже последние снопы.
Потом зерно в мешки ссыпают,
Белеющие от муки,
В телегу валят и сажают
Наверх ребёнка на мешки.
Мешков с десяток по три меры
Везёт с гумна в амбар шажком
Почти тридцатилетний серый,
За ним – рязанцы вшестером,
Приказчик, бабушка с плетёной
Своей корзиной для грибов –
Следят, чтоб внук неугомонный
Не соскользнул… с мешков.
А внук сидит, гордясь немного,
Что можно править самому,
И по гумну на двор дорога
Предлинной кажется ему.
Рисунок В. Смирнова. Иллюстрация в стиху "Учитель"
Учитель
Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит,—
Верно, устал от работы:
Завтра ему предстоит
Много трудов и заботы.

Завтра он будет с утра
Школить упрямых ребяток,
Чтобы не грызли пера
И не марали тетрадок.

Стадо идет и пылит,
Дети за ним — врассыпную.
Старый учитель сидит,
Голову клонит седую.
1906
Александр Блок. ОСЕННИЙ ДЕНЬ
ОСЕННИЙ  ДЕНЬ
Идем по жнивью, не спеша,
С тобою, друг мой скромный,
И изливается душа,
Как в сельской церкви темной.
Осенний день высок и тих,
Лишь слышно - ворон глухо
Зовет товарищей своих,
Да кашляет старуха.
Овин расстелет низкий дым,
И долго под овином
Мы взором пристальным следим
За лётом журавлиным...
Летят, летят косым углом,
Вожак звенит и плачет...
О чем звенит, о чем, о чем?
Что плач осенний значит?
И низких нищих деревень
Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день
Костер в лугу далеком...
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
Источник: Блок, Александр. Стихи для детей / Александр Блок ; рисунки П. Суворова. – Москва : Детская литература, 1967. – 32 с.

Вот такая осень в детских стихах А. Блока предстает перед читателями. Грустная и печальная, трогательная и душевная…

2 комментария:

  1. Доброго дня, Людмила Борисовна! Всегда любила поэзия А.Блока, Но вот с детскими стихами поэта не приходилось знакомиться.
    Ваш замечательно иллюстрированный рассказ понравился, ролик посмотрела на Ютубе Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина Ивановна, здравствуйте!
    Вот из детства помню стих "Зайчик", а оказывается, есть целая подборка детских стихов поэта. Вообще, это здорово, что наши великие поэты писали и для детей!
    Я с большим удовольствием делала этот пост, прикасаясь к блоковской лирике.
    Спасибо за отзыв, Ирина Ивановна, очень Вам рада. Всего самого светлого и вдохновляющего в Вашей жизни, а главное - здоровья, добра и позитива!

    ОтветитьУдалить

Новинки поэзии

"Что надо, чтобы жить? Совсем немного надо...": Вышла в свет новая книга Ларисы Миллер Дорогие друзья! Давайте в черный день подум...