понедельник, 1 января 2018 г.

Зимние стихи

Стихи о зиме Ларисы Миллер
Мир вам, уважаемые читатели блога!
Стихов о зиме очень много, глаза просто разбегаются. И веселых-радостных, и полных надежды, и печальных. Я предлагаю вашему вниманию небольшие стихи, посвященные  зиме. Их автор – Лариса Миллер. Стихи отличаются пронзительностью строк, особой доверительностью и скрытой загадкой. Написаны кажется просто, без поэтических изяществ, наоборот, к ним применимы слова «поэтический аскетизм», но тем не менее они «цепляют» душу, открывают окно в мир чувств  Автора… Стихи Ларисы Миллер мне очень близки, и я предлагаю вам, дорогие друзья, тоже с ними познакомиться…
Январский сумрак затяжной,
Сугробы хрустки, как суставы,
И тянутся по Окружной
Запорошённые составы.
Снега, как дни мои, несметны.
Я в этом мире – на века.
Но снег стряхну с воротника
И в дом войду. И снова – смертна.
1966.  

Когда идёт счастливый снег,
Останови свой вечный бег.
Пусть белый снег тебя коснётся.
Никто, конечно, не спасётся,
Но станет всё-таки светлей
И хоть немного веселей
Жить в детском ожиданье чуда
И даже уходить отсюда.
Столько нежности, Господи… 
Воздух, крыло…
Третий день снегопад…
Даже ночью бело….

Столько нежности, Господи, 
маленьких крыл…
Будто Ты мне все тайны 
сегодня открыл…
Не словами, а прикосновеньем одним…
К волосам, и губам, 
и ресницам моим…
Проснувшись, решила, что в мир тот же самый вернулась.
Но мир-то другой этим утром, и я обманулась.
И свет нынче новый, и новый сегодняшний ветер
В саду обновлённом другие маршруты наметил.
И в новой тиши строчка новая хочет родиться,
И чувствую я, что мой старый словарь не годится.

Наступают сна неслышней
Снегопада времена.
Невесомые Всевышний
Густо сеет семена.
И кружится нам на зависть,
Не страшась судьбы своей,
Белый снег, едва касаясь
Крыш, заборов и ветвей;
И зовёт забыть усердье,
Пыл, отчаянье и страсть,
Между облаком и твердью
Тихо без вести пропасть.
Целый день хлопья мокрого снега летят…
И чего от нас в мире безумном хотят?
И чего же мы сами от мира хотим?
И куда мы сквозь хлопья густые летим?
Где нас ждут и откуда нам машут рукой?
Хлопья снега летят над тропой, над рекой.
Где предел? Где покой, тишина и уют?
Хлопья мокрого снега снуют и снуют.
Давай отложим всё, что можно отложить,
И даже, что нельзя, давай отложим тоже.
Сегодня вся земля – одно большое ложе,
Застеленное так, чтоб нас заворожить.
На то и снегопад, чтоб было мягко спать,
На то и снегопад, чтоб мы на чистом, белом
Забыли обо всём, и неотложным делом
Считали дивный шанс в перинах утопать.
ТОЛЬКО БУДЬТЕ СО МНОЮ, РОДНЫЕ МОИ
Только будьте со мною, родные мои.
Только будьте со мною.
Пусть стоят эти зимние, зимние дни
Белоснежной стеною.
Приходите домой и гремите ключом
Или в дверь позвоните,
И со мной говорите не знаю о чём,
Обо всём говорите.
Ну хотя бы о том, что сегодня метёт
Да и солнце не греет
И о том, что зимой время быстро идёт
И уже вечереет.

Коль спросишь меня, как живу, - не найдусь я с ответом, 
И вместо ответа поздравлю с красивым рассветом. 
Коль спросишь про планы, - с ответом опять не найдусь 
И просто словами про выпавший снег обойдусь. 
А что ещё можно сказать про ближайшие планы? 
Они не надёжней, чем те, что у ближней поляны, 
Которая нынче чиста и тиха, и бела, 
Но только всё это едва ли земные дела.
Отсюда нас пока никто не выживает.
День птичьим крестиком по снегу вышивает,
На снежной тропке там и сям весёлый крестик,
А у зимы в огромной ступке ходит пестик
И всё толчёт, что в эту ступку попадает,
И снег из ступки мелкой крупкой выпадает
И оседает на верхушке и на ветке...
Нам выпал случай удивительный и редкий
Быть частью этого столь зыбкого уклада
И тишины и белизны, и снегопада.

Ну вот опять без слёз не обошлось.
А ведь казался снег таким счастливым.
Снежинкам с их узором прихотливым,
Казалось, очень весело жилось.
Они летели - кто куда хотел.
Бесшумно приземлялись, где хотели,
Не ведая того, что прилетели
Туда, где будет горек их удел,
И где добавят, кроме всех чудес,
К слезам солёным пресные с небес.
О, Боже правый, сколько снега!
И я участница забега.
А кто, зачем затеял кросс,
Не знаю. Не ко мне вопрос.
Я просто заодно с метелью
Кружусь, верчусь с неясной целью,
Вокруг да около кружусь.
И, даже если спать ложусь,
То всё равно вращаюсь с этой
Снежком засыпанной планетой.

Ночь метельная была.
Ангел мой, раскрыв крыла,
Обойми меня, закутай,
Не пускай на холод лютый.
Мне не справиться одной.
Снег идёт сплошной стеной.
Обойми меня крылами,
Отведи, как в детстве, к маме,
Если знаешь, где она...
Снега зыбкая стена
Вырастает перед взором.
Время нас берёт измором.
Ни дорог и ни путей.
Только холод всё лютей,
Да в домах, тоской объятых,
Шёпот ангелов крылатых.
Кто его знает – как на самом деле, 
Как в самом деле обстоят дела? 
Одно наверняка – конец недели, 
Метель утихла и земля бела, 
И снег чистейший, утомлённый кроссом, 
Успевший всё и вся запорошить, 
Покоен. Остальное – под вопросом, 
Который, слава Богу, не решить.
А мне не надо "как-нибудь".
Мне нужен небывалый путь,
И яркий свет, и дивный воздух,
И небо в очень крупных звездах,
И чтобы песнь моя была
Распахнутой, как два крыла.

Взгляни на все сквозь пальцы, сквозь
Снежок, летящий на авось,
Сквозь белоснежную пыльцу,
Что прикасается к лицу.
Сквозь эту солнечную пыль
Таинственна любая быль,
Все переменчиво и всё
Воздушно, как в стихах Басё.
Я неспешно живу на окраине дня.
Слава Богу, никто не торопит меня,
Не стоит над душой, умоляя: «Скорей!»
И танцуют снежинки вокруг фонарей.
А под снегом земля до того хороша,
Что совсем в поднебесье не рвётся душа.
Ей и здесь хорошо, в этом снежном плену,
Где огромная туча закрыла луну.
Художник Сергей Хананин
Ночь за окном. Эта ночь за окном…
Что ни скажу я – всегда об одном,
Что ни скажу я, как полночь, старо…
Жизнь невесома, как птичье перо.
Веришь мне? Верь, будто жизнь весела.
Ночь за окном, но снежинка бела,
Вот она вьётся, летается ей
Возле неярких ночных фонарей…
Всё образуется. Веришь мне? Верь.
Было достаточно слёз и потерь…
Видишь, в окно моё светит звезда?
Всё образуется. Веришь мне, да?
Художник Николай Ромадин
Светлые помыслы, светлые сны,
Снежные лапы пушистой сосны…
Преображение, час снегопада,
Рай сотворивший из сущего ада.
Действо, в собор превратившее хлев,
Время, на милость сменившее гнев,
Этих утешило, тех исцелило,
Белое чистое всем постелило…
В зимние сумерки свет потуши
И обнаружишь свеченье души.
1989
Художник Сергей Хананин
Да всем чего-то не хватает.
То снег зачем-то быстро тает,
То утро поздно настаёт,
То тёплых дней недостаёт.
Всегда чего-то недостаток.
Но, проживая дней остаток,
Вдруг вижу — недостатка нет
Ни в чём. Лишь не хватает лет
На то, чтоб перестать сердиться
На жизнь и ею насладиться.
Я тоже, я тоже хочу научиться
У вешнего неба сиять и лучиться.
Хочу научиться у птицы мелькать
И пёстрые пёрышки в воздух макать.
Хочу научиться веселью у лета,
У ветра летучести, а у рассвета -
Волшебной способности всё озарить
И всем безутешным надежду дарить.

О Ларисе Миллер
Лариса Миллер – поэт, прозаик, эссеист, член Союза Российских писателей (с 1979 г.) и Русского ПЕН-центра (с 1992 г.). Родилась 29 марта 1940 года в Москве, где и живет всю жизнь. В 1962 г. окончила Институт иностранных языков, преподаватель английского языка, также с 1980 г. преподавала женскую музыкальную гимнастику по системе русской танцовщицы Людмилы Алексеевой, автор новых музыкальных гимнастических этюдов.
Автор 22 книг стихов и прозы. В 2004 г. в издательстве «Время» вышло полное собрание стихотворений Ларисы Миллер – итог работы за 40 лет, после чего были опубликованы еще 5 сборников новых стихов.
Начиная с февраля 2011 г. Лариса Миллер проводит уникальный литературный эксперимент, каждое утро размещая в своем блоге в Живом журнале «Стихи гуськом» стихотворный пост, иногда сопровождаемый прозаическим эссе. Каждый день блог «Стихи гуськом» читают 500 – 700 человек, не считая посетителей «зеркал» блога на Facebook, в интернет-журнале «Семь искусств», на портале «Стихи.ру» и др.

Лариса Миллер – лауреат Премии имени Арсения и Андрея Тарковских Фестиваля кино и поэзии «Каштановый дом» (Киев, 2013 г.), Премии «За верность русской поэтической традиции» интернет-журнала «Русский переплёт» (2000 г.), вошла в шорт-лист Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года, будучи номинирована на госпремию творческим коллективом журнала «Новый мир», в Ходатайстве которого говорится: «Поэзия Ларисы Миллер – яркий образец торжества русской речи и русского классического стиха с его точными рифмами, лаконизмом, пушкинской, тютчевской, фетовской загадкой. Мы не знаем, почему такая поэзия никогда не устаревает, но это – счастливый факт русской культуры, её непреходящее богатство. Лариса Миллер продолжает эту традицию сегодня...».
«Когда я слушаю стихи Ларисы Миллер, то возникает загадка. Где те средства, которыми она добивается успеха, успеха у меня — читателя?.. Я почти не знаю людей, которые писали бы стихи настолько загадочно. Этот поэтический аскетизм поразителен и доступен только очень талантливым людям» (Юрий Ряшенцев, «Литературная газета», 19.02.1997).
Проза Ларисы Миллер – это очерки о поэтах и поэзии (Г. Иванов, Набоков, Тарковский, Ходасевич, Пастернак...), о любимых и нелюбимых фильмах, «стихи в прозе», автобиографические повести (послевоенное детство, первая любовь, «Героини ненаписанных романов», воспоминания об ушедших, «Колыбель висит над бездной»).
Замужем с 1962 года. Муж – физик и правозащитник Борис Альтшулер.
Лариса Миллер с мужем и сыновьями Ильей и Павлом
Стихи и проза Ларисы Миллер неоднократно звучали в передачах радиостанций «Радио России», «Эхо Москвы», «Маяк» и др. Стихи Ларисы Миллер перекладывали на музыку Пётр Старчик, Александр Дулов и многие другие. Композитор Михаил Приходько написал более 50 песен на её стихи, которые сам исполняет вместе с Галиной Пуховой. Стихи Ларисы Миллер переводились на английский, голландский, итальянский, литовский, норвежский, польский и французский языки.

2 комментария:

  1. Хочу такой же зимней погоды, как у тебя на блоге! И чтоб романтические стихи, и чтоб музыка под настроение...
    А вместо этого дождь и мы с дочерью пакуем коробки - настроение чемоданное - переезжаем!
    Счастливого Нового года, Людмилочка! Счастья тебе и твоим близким!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуй, дорогая!
      Спасибо за поздравление и теплые слова о блоге. Я тоже от всей души искренне поздравляю тебя и всё твое семейство с Новым Годом! Пусть счастья будет полон дом, пусть радость бьёт ключом, Удача-птица вольная - влетит в окно открытое и принесет на крыльях Любовь, Надежду, Веру, чтоб в жизни всё случилось лишь доброе и мудрое да с Божьей благодатью ниспосланное вам! С Новым Годом, Ириночка!
      Что опять за оказию, куда вы переезжаете? Тяжело в праздники этим заниматься. Бог в помощь!

      Удалить

Стихотворение дня

Афанасий Фет «Учись у них - у дуба, у берёзы…» Дорогие друзья! В рубрике « Стихотворение дня» предлагаю вашему вниманию стихотворение Афан...