суббота, 6 января 2018 г.

СТИХИ о ЛЮБВИ

Стихи поэтов-классиков о любви
Мир вам, дорогие читатели блога!
Открываю новую рубрику блога – Стихи о любви. Про любовь написано множество поэм и тысячи стихотворений. Обращаясь к ним, каждый найдет что-то свое, ведь поэт раскрывает не только собственные переживания и разделенную или неразделенную любовь, он проецирует будущее, ведь недаром говорят, что поэты обладают даром предвидения, обобщения. В отражении их чувств мы можем найти и свои ощущения и метания, свои взлеты и падения…
Каждому из поэтов это по-своему удаётся, и их творчество показывает подрастающему поколению, какой может быть трагедия, какой предстает настоящая любовь, как побороть одиночество и уныние, когда кажется, что нет больше сил и на вздох. Для более взрослого поколения это шанс отойти от ежедневной суеты в мир добра и чуткости, в мир высоких отношений и чувств, воспарив над обыденностью. Что может быть прекраснее  стихов о любви, написанных классиками русской поэзии? 
Давайте вспомним их…
Сергей Есенин
«Ах, метель такая, просто черт возьми!»
Ах, метель такая, просто черт возьми!
Забивает крышу белыми гвоздьми.
Только мне не страшно, и в моей судьбе
Непутевым сердцем я прибит к тебе.
1925.

Евгений Баратынский
«Уверение»
Нет, обманула вас молва,
По-прежнему дышу я вами,
И надо мной свои права
Вы не утратили с годами.
Другим курил я фимиам,
Но вас носил в святыне сердца;
Молился новым образам,
Но с беспокойством староверца.
1824?
А. Ф Закревская
Высказываем большое сомнение в правильности даты (1824 год), выставленной самим автором, и видим в этом преднамеренное скрывание истинного времени написания: "Уверение" и "Фея" относятся к графине А. Ф. Закревской, и любопытно, что в обоих случаях поэт очень заботится о датировке стихотворений 1824-м годом; "Уверение" впервые напечатано в 1829, "Фея" — в 1830, и Баратынский просит Н. М. Коншина поставить 1824, т. к. ему это очень "нужно". Укрепляет нас в этом предположении также и то обстоятельство, что Баратынский познакомился с графиней Закревской осенью 1824 г. и вряд ли мог бы говорить в том же году (через один — два месяца): "надо мной свои права вы не утратили с годами".
Аграфена Федоровна Закревская (1799/1800 - 1879) - известная в свое время красавица, предмет увлечения и адресат стихов А. С. Пушкина.

Анна Ахматова
«Вечером»
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Так не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных...
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.

А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
"Благослови же небеса -
Ты в первый раз одна с любимым".
1913.

Анна Ахматова
«Белой ночью»
Ах, дверь не запирала я,
Не зажигала свеч,
Не знаешь, как, усталая,
Я не решалась лечь.

Смотреть, как гаснут полосы
В закатном мраке хвой,
Пьянея звуком голоса,
Похожего на твой.

И знать, что все потеряно,
Что жизнь - проклятый ад!
О, я была уверена,
Что ты придешь назад.
1911.

Михаил Лермонтов
«Возьми назад тот нежный взгляд»
Возьми назад тот нежный взгляд,
Который сердце мне зажег
И нынче бы зажечь не мог, —
Вот для чего возьми назад,
            Возьми назад. 

Слова любви возьми назад,
Другого ими успокой!
Я знаю, лгут они порой,
Хотя б не знать был очень рад!
            Возьми назад.
1831.
Предположительно, данное стихотворение обращено к возлюбленной М. Ю. Лермонтова Н. Ф. Ивановой.
Наталья Федоровна Иванова (1813 - 1875) дочь московского литератора и драматурга Ф. Ф. Иванова. Знакомая гениального русского поэта Михаила Лермонтова и предмет его юношеского увлечения; к Наталье Федоровне относится большой цикл стихов Лермонтова,  написанных в период с 1830 по 1832 годы, так называемый "ивановский цикл".

Михаил Лермонтов
«Она не гордой красотою»
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
1832.
Стихотворение обращено к возлюбленной М. Ю. Лермонтова В. А. Лопухиной.
Варвара Александровна Лопухина (в замужестве Бахметева) (1815 - 1851) близкий друг и возлюбленная М. Ю. Лермонтова, единственная женщина, к которой поэт испытывал по-настоящему глубокие чувства. Именно ей, Михаил Юрьевич посвятил лучшие свои произведения.

Михаил Лермонтов
«К*»
Прости! - мы не встретимся боле,
        Друг другу руки не пожмем;
Прости! - твое сердце на воле...
        Но счастья не сыщет в другом.
Я знаю: с порывом страданья
        Опять затрепещет оно,
Когда ты услышишь названье
        Того, кто погиб так давно!

Есть звуки - значенье ничтожно,
        И презрено гордой толпой -
Но их позабыть невозможно: -
        Как жизнь, они слиты с душой;
Как в гробе, зарыто былое
        На дне этих звуков святых;
И в мире поймут их лишь двое,
        И двое лишь вздрогнут от них!

Мгновение вместе мы были,
        Но вечность ничто перед ним: 
Все чувства мы вдруг истощили,
        Сожгли поцелуем одним;
Прости! - не жалей безрассудно,
        О краткой любви не жалей: -
Расстаться казалось нам трудно;
        - Но встретиться было б трудней! 
1832
Предположительно, данное стихотворение обращено к одной из возлюбленных М. Ю. Лермонтова - В. А. Лопухиной или Н. Ф. Ивановой.

Михаил Лермонтов
«Они любили друг друга так долго и нежно»
                Sie liebten sich beide, doch keiner
                Wollt'es dem andern gestehn
                                     Heine
Они любили друг друга, но ни один не желал признаться 
в этом другому. Гейне (нем.)
Они любили друг друга так долго и нежно, 
С тоской глубокою и страстью безумно-мятежной! 
Но, как враги, избегали признанья и встречи, 
И были пусты и хладны их краткие речи. 

Они расстались в безмолвном и гордом страданье, 
И милый образ во сне лишь порою видали. 
И смерть пришла: наступило за гробом свиданье... 
Но в мире новом друг друга они не узнали.
1841.

Михаил Лермонтов
«Она поет - и звуки тают»
Она поет - и звуки тают
Как поцелуи на устах,
Глядит - и небеса играют
В ее божественных глазах;
Идет ли - все ее движенья,
Иль молвит слово - все черты
Так полны чувства, выраженья.
Так полны дивной простоты.
1837.
Точный адресат данного стихотворения М. Ю. Лермонтова - неизвестен. В литературных кругах назывались три женщины, к которым оно могло быть обращено - салонная певица П. А. Бартенева, княжна Е. А. Чавчавадзе и графиня С. М. Соллогуб.
Прасковья (Полина) Арсеньевна Бартенева (1811 - 1872) певица; с 1835 камер-фрейлина и придворная солистка, обладала редким по красоте и силе голосом, вокальным мастерством, высокой исполнительской культурой. Исполняла романсы русских композиторов, русские народные песни, итальянские оперные арии. Ее талант высоко ценили В. А. Жуковский и М. И. Глинка.
Екатерина Александровна Чавчавадзе (1816 - 1882) княжна, дочь поэта А. Г. Чавчавадзе, правительница Мегрелии (при несовершеннолетнем сыне Николае), вдова владетельного князя Мегрелии Давида I Дадиани.
Софья Михайловна Соллогуб (урожд. Виельгорская) (1820 - 1878) графиня, с ноября 1840 супруга писателя В. А. Соллогуба.

Афанасий Фет
«Если б в сердце тебя я не грел, не ласкал»
Если б в сердце тебя я не грел, не ласкал,
Ни за что б я тебе этих слов не сказал;
Я боялся б тебя возмутить, оскорбить
И последнюю искру в тебе погасить.

Или воли не хватит смотреть и страдать?
Я бы мог еще долго и долго молчать,
Но, начав говорить о другом, - я солгу,
А глядеть на тебя я и лгать - не могу.
1891.
Афанасий Фет
«Кровию сердца пишу я к тебе эти строки»
Кровию сердца пишу я к тебе эти строки,
Видно, разлуки обоим несносны уроки,
Видно, больному напрасно к свободе стремиться,
Видно, к давно прожитому нельзя воротиться,
Видно, во всём, что питало горячку недуга,
Легче и слаще вблизи упрекать нам друг друга.
1884.

Афанасий Фет
«О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной»
О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,
Коварный лепет твой, улыбку, взор случайный,
Перстам послушную волос густую прядь
Из мыслей изгонять и снова призывать;
Дыша порывисто, один, никем не зримый,
Досады и стыда румянами палимый,
Искать хотя одной загадочной черты
В словах, которые произносила ты;
Шептать и поправлять былые выраженья
Речей моих с тобой, исполненных смущенья,
И в опьянении, наперекор уму,
Заветным именем будить ночную тьму.
1844.
Федор Тютчев
«Еще томлюсь тоской желаний»
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
1848.

Федор Тютчев
«О, как убийственно мы любим»
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей! 

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея? 

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей. 

Ты помнишь ли, при нашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой? 

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он! 

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла! 

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне. 

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело. 

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез! 

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
1851.
Стихотворение посвящено возлюбленной поэта Е. А. Денисьевой.
Елена Александровна Денисьева (1826 - 1864) - возлюбленная знаменитого русского поэта Федора Ивановича Тютчева, адресат многих его стихотворных посланий, которые впоследствии стали называть "Денисьевским циклом".

Федор Тютчев
«Последняя любовь»
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, —
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье. 

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
1851-1854.
Стихотворение посвящено возлюбленной поэта Е. А. Денисьевой.

Федор Тютчев
«Я помню время золотое»
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай. 

И на холму, там, где, белея,
Руина замка в дол глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, — 

Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой. 

И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал. 

Ты беззаботно вдаль глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах. 

И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
1836.
Стихотворение обращено к баронессе Амалии Крюденер.
Амалия Крюденер (1808 - 1888) - внебрачная дочь Максимилиана Лерхенфельда, немецкого дипломата и государственного деятеля, баварского посланника в России. Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ей увлекались Федор Тютчев, Александр Пушкин, Петр Вяземский, Александр Тургенев и сам император Николай I, а баварский король Людвиг I заказал её портрет для собираемой им во дворце Нимфенбург Галереи красавиц.
«Вот стихотворение, которое принадлежит к лучшим произведениям г. Тютчева, да и вообще всей русской поэзии... нет сомнения, от такого стихотворения не отказался бы и Пушкин». (Н. А. Некрасов)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ПоэзоНовости

Новости из мира поэзии-3 Дорогие друзья! Предлагаю интересную информацию из мира поэзии. Возможно, вас заинтересуют новости, связанн...