Владимир Набоков
Дорогие друзья!
Открываю новую рубрику – «Поэзия русской эмиграции». Сколько замечательных русских поэтов уехали из страны по самым разным причинам (политическим, экономическим, духовным и др.), стали эмигрантами, но не перестали быть в душе русскими поэтами. Их творчество составляет часть общей русской культуры, и оно интересно нам, оставшимся на исторической Родине.
С творчеством Владимира Набокова, его прозой, познакомилась в начале 90-х годов прошлого века, когда наступил период гласности и пошла волна публикаций в прессе, издание его книг в различных издательствах. Прочитала не всё, конечно, но то, что прочитала («Защита Лужина», «Машенька», «Лолита») вызвало неоднозначную реакцию: от неприятия («Лолита») до восхищения писательским мастерством – «Защита Лужина». Интеллектуальная добротная проза с глубоким анализом и интересными сюжетами. Но как-то мимо прошла его поэзия, может быть, не было публикаций или она не попалась на глаза. А совсем недавно увидела тоненький сборник его стихов, начала читать и… зачиталась. Сколько в них философских раздумий, глубины образов, внутренней энергии. Предлагаю вашему вниманию подборку стихов и цитат, высказываний Владимира Набокова.
Немного о самом писателе:
Владимир Владимирович Набоков (публиковался также под псевдонимом Владимир Сирин) родился 10 [22] апреля 1899 г., Санкт-Петербург, умер 2 июля 1977, Монтрё (Швейцария). Русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог. Сын политика Владимира Набокова.
Семейство Набоковых являлось одним из первых владельцев автомобилей в Петербурге. Это было одно из богатейших семейств; Владимир Дмитриевич был англоман: из английского магазина выписывались все дорогие и модные новинки, как, например, походные надувные ванны, не говоря о ракетках, велосипедах и прочем спортивном инвентаре, включая сачки для бабочек. Все это прекрасно описано самим Набоковым в «Других берегах».
Произведения Набокова характеризуются сложной литературной техникой, глубоким анализом эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым сюжетом. Среди известнейших образцов творчества Набокова можно отметить романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар». Известность у широкой публики писатель получил после выхода в свет скандального романа «Лолита», по которому впоследствии было сделано несколько экранизаций (1962, 1997).
Рассказы писателя наполнены удивительной лирической силой. В миниатюре содержат многие проблемы крупных творений писателя: тему «другого» мира, переплетённую с ним тему мимолётного, ускользающего переживания и т. д. Наиболее выдающиеся произведения в этом жанре: рассказы «Возвращение Чорба», «Весна в Фиальте», «Рождество», «Облако, озеро, башня», «Terra Incognita», повесть «Соглядатай».
Набоков профессионально занимался энтомологией. Его интерес к этой области возник под влиянием книг Марии Сибиллы Мериан, найденных им на чердаке имения Выра. Набоков внёс весомый вклад в лепидоптерологию (раздел энтомологии, посвящённый чешуекрылым), открыв многие виды бабочек, в его честь и именами героев его произведений были названы свыше 30 видов бабочек (в том числе Madeleinea lolita) и род бабочек Nabokovia.
Преподавал русскую и мировую литературу, перевёл «Евгения Онегина» и «Слово о полку Игореве» на английский язык. Лекции были изданы посмертно американским библиографом Фредсоном Бауэрсом (англ.), русск. при содействии вдовы писателя В. Е. Набоковой и сына Д. В. Набокова.
Сам В. Набоков про себя говорил: «Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски».
Мне кажется, что это один из немногих русских писателей, а может быть, даже единственный, кто добился успеха за рубежом, печатаясь на английском языке.
О Владимире Набокове могут возникнуть какие угодно споры. Невозможно отрицать лишь одного: того, что он писатель исключительно талантливый.
Несколько слов о стихах Набокова.
Свое первое стихотворение В. Набоков пишет в 15 лет (в 1914 г.), а в 1916 – выходит первая книга поэзии В. Набокова, "Стишки" (68 поэм на русском), публикуется в Петербурге на средства семьи автора.
Он, несомненно, единственный в эмиграции подлинный поэт, который учился и чему-то научился у Пастернака.
У него меньше романтической музыки, чем у Пастернака, который, при всем, что есть в нем спорного, все-таки пленителен в общем своем облике. Что там ни говори, Пастернак - "поэт до мозга костей", только в стихах и живущий, только ими и дышащий. Набоков, подобно ему, не боится ни словесных излишеств, ни словесных новшеств, а мираж окончательной, недостижимой простоты, - некоторых современных поэтов подлинно измучивший, - никакой притягательной силы в себе для него не таит. Его вдохновение не силится подняться над словом, а, наоборот, с упоением в нем утопает: он ворожит, бормочет, приговаривает, заговаривает и все дальше уходит от того, что можно бы назвать поэтическим чудом, от двух-трех волшебно светящихся строк, к которым нечего прибавить, в которых нечего объяснять. Однако Набоков - поэт прирожденный, и сказывается это даже в поисках.
Некоторые стихи его прекрасны в полном значении слова, и достаточно было бы одного такого стихотворения, как "Поэты" или "Отвяжись, я тебе умоляю...", чтобы сомнения насчет этого бесследно исчезали. Как все хорошо в них! Как удивительно хороши эти "фосфорные рифмы" с "последним чуть зримым сияньем России" на них! Здесь мастерство неотделимо от чувства, одно с другим слилось. Натура у автора сложная, и в качестве автобиографического документа чрезвычайно характерно и длинное стихотворение о "Славе", где все прельщающее и все смущающее, что есть в Набокове, сплелось в некую причудливую симфонию.
Некоторые стихи его прекрасны в полном значении слова, и достаточно было бы одного такого стихотворения, как "Поэты" или "Отвяжись, я тебе умоляю...", чтобы сомнения насчет этого бесследно исчезали. Как все хорошо в них! Как удивительно хороши эти "фосфорные рифмы" с "последним чуть зримым сияньем России" на них! Здесь мастерство неотделимо от чувства, одно с другим слилось. Натура у автора сложная, и в качестве автобиографического документа чрезвычайно характерно и длинное стихотворение о "Славе", где все прельщающее и все смущающее, что есть в Набокове, сплелось в некую причудливую симфонию.
Поэзия эта далека от установленного в эмиграции поэтического канона, от того, во всяком случае, что в последнее время стали называть "парижской нотой" (до 1939-го года другой общей "ноты", пожалуй, и не было, слышались только отдельные голоса, волей судеб разбросанные по белу свету: литературная жизнь сосредоточена была в Париже).
Не методы и не школы одушевляют поэзию, а внутренняя энергия, ищущая выхода: ее не расслышит у Набокова только глухой.
СТИХИ ВЛАДИМИРА НАБОКОВА
После грозы
Все реже, реже влажный звон;
кой-где светлеет небосклон;
отходят тучи грозовые,
жемчужным краем бороздя
просветы пышно-голубые,
и падают лучи косые
сквозь золотую сеть дождя.
4 июля 1918, Олеиз
«О ЧЁМ Я ДУМАЮ? О ПАДАЮЩИХ ЗВЁЗДАХ...»
О чём я думаю? О падающих звёздах...
Гляди, вон там одна, беззвучная, как дух,
алмазною стезёй прорезывает воздух,
и вот уж путь её - потух...
Не спрашивай меня, куда звезда скатилась.
О, я тебя молю, безмолвствуй, не дыши!
Я чувствую - она лучисто раздробилась
на глубине моей души.
Когда захочешь, я уйду,
утрату сладостно прославлю,--
но в зацветающем саду,
во мгле пруда тебе оставлю
одну бесценную звезду.
Заглянешь ты в зеркальный пруд
и тронешь влагу, и движенья
беспечных рук звезду вспугнут,
но зыбь утихнет, отраженье
вернется вновь, шепнет: я тут...
Ты кинешь камешек, и вновь
зыбь круговая гладь встревожит.
О, нет, звезде не прекословь,
растаять в сумраке не может
мой лучший луч, моя любовь...
Над влагой душу наклоня,
так незаметно ты привыкнешь
к кольцу тончайшего огня;
и вдруг поймешь, и тихо вскрикнешь,
и тихо позовешь меня...
«ЖИВИ. НЕ ЖАЛУЙСЯ, НЕ ЧИСЛИ...»
Живи. Не жалуйся, не числи
ни лет минувших, ни планет,
и стройные сольются мысли
в ответ единый: смерти нет.
Будь милосерден. Царств не требуй.
Всем благодарно дорожи.
Молись - безоблачному небу
и василькам в волнистой ржи.
Не презирая грёз бывалых,
старайся лучшие создать.
У птиц, у трепетных и малых,
учись, учись благословлять!
«ОТ ВЗГЛЯДА, ЛЕПЕТА, УЛЫБКИ...»
От взгляда, лепета, улыбки
в душе глубокой иногда
свет загорается незыбкий,
восходит крупная звезда.
И жить не стыдно и не больно;
мгновенье учишься ценить,
и слова одного довольно,
чтоб всё земное объяснить.
Как призрак я иду, и реет в тишине
такая тающая нега,--
что словно спишь в раю и чувствуешь во сне
порханье ангельского снега.
Как поцелуи губ незримых и немых,
снежинки на ресницах тают.
Иду, и фонари в провалах кружевных
слезами смутными блистают.
Ночь легкая, целуй, ночь медленная, лей
сладчайший снег зимы Господней,--
да светится душа во мраке все белей,
и чем белей, тем превосходней.
Так, ночью, в вышине воздушной бытия,
сквозь некий трепет слепо-нежный
навстречу призракам встает душа моя,
проникшись благодати снежной.
Зима
Только елочки упрямы -
зеленеют - то во мгле,
то на солнце. Пахнут рамы
свежим клеем, на стекле
перламутровый и хрупкий
вьется инея цветок,
на лазури, в белой шубке
дремлет сказочный лесок.
Утро. К снежному сараю
в гору повезли дрова.
Крыша искрится, по краю -
ледяные кружева.
Где-то каркает ворона,
чьи-то валенки хрустят,
на ресницы с небосклона
блестки пестрые летят...
Цитаты и высказывания Владимира Набокова
Да и не все ли равно откуда приходит нежный толчок, от которого трогается и катится душа.
Странно, что вот деньги есть, а мечта остается мечтой.
«Красота уходит, красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом -- единственная печаль мира. Но какая печаль? Не удержать этой скользящей, тающей красоты никакими молитвами, никакими заклинаниями, как нельзя удержать бледнеющую радугу или падучую звезду».
К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники…
Многоточие — это следы на цыпочках ушедших слов.
Трёхсложная формула человеческой жизни: невозвратность прошлого, ненасытность настоящего и непредсказуемость будущего.
Жизнь — большой сюрприз. Возможно, смерть окажется ещё большим сюрпризом.
Замечательная человеческая особенность: можно не знать, что поступаешь хорошо, но нельзя не знать, что поступаешь плохо.
Я часто думаю, что необходим специальный знак пунктуации для улыбки — некая вогнутая линия или лежащая на боку круглая скобка.
Никак не удается мне вернуться в свою оболочку и по-старому расположиться в самом себе, — такой там беспорядок: мебель переставлена, лампочка перегорела, прошлое моё разорвано на клочки.
«…Люби меня без выжиданий,
без этих вычисленных мук,
не укорачивай свиданий
и не придумывай разлук…»
Вся жизнь моя — туманы, крики, кровь,
но светится во мгле моей глубокой,
как лунный луч, как лилия, — любовь…
Мечта и действительность сливаются в любви.
Следует отличать сентиментальность от чувствительности. Сентиментальный человек может быть в частной жизни чрезвычайно жестоким. Тонко чувствующий человек никогда не бывает жестоким
О, дайте мне хоть разок посентиментальничать. Я так устал быть циником!
Я в достаточной мере горд тем, что знаю кое-что, чтобы скромно признаться, что не знаю всего.
«…человеческую жизнь, как пожар, тушить опасно и трудно»
Мы не можем не отдать дань выдающемуся словесному таланту писателя. Об этом хорошо сказала З. Шаховская: «Что-то новое, блистательное и странное вошло с ним в русскую литературу и в ней останется. Он будет – все же, вероятнее всего – как Пруст, писателем для писателей, а не как Пушкин – символом и дыханьем целого народа». И еще: «Король без королевства, одинокий изгнанный принц, «потерявший за морем свой скипетр» (такая фраза есть в американском стихотворении Набокова «Королевство на берегу моря») Набоков – Solux Rex – одинокий король».
Интересные ссылки
Людмилочка, благодаря тебе с утра уже лирическое настроение. Не читала поэзию Набокова, как-то не приходилось. Это имя у меня ассоциируется с прозой. Но... Здорово!
ОтветитьУдалить"перламутровый и хрупкий
вьется инея цветок"
И такая поэзия обыденности:
"Утро. К снежному сараю
в гору повезли дрова.
Крыша искрится, по краю -
ледяные кружева.
Где-то каркает ворона,
чьи-то валенки хрустят"
Представила это зимнее утро - захотелось такого... и снега...
Ириночка, здравствуй!
УдалитьПрости за задержку с ответом, не успеваю ничего! Мне тоже понравились стихи Набокова. Он более известен по своей прозе, но вот ведь и стихи неплохие, особенно под настроение. Я рада, что тебе они тоже понравились.
Спасибо за отзыв, рада, что ты заглянула в гости. Удачи тебе и всех благ! С наступающими новогодними праздниками! Счастья, радости, любви и добра!