воскресенье, 1 июля 2018 г.

Современная поэзия

«Радугу сравню с вратами рая»: 
Андрей Дементьев
Дорогие друзья!
Я последний романтик ушедшего века..
Потому и живу по законам Любви.
И Душа моя.. как одинокая ветка…
Что теряет последние листья свои…
Андрей Дементьев
Печальное событие для любителей поэзии и поклонников творчества замечательного российского поэта Андрея Дементьева произошло 26 июня 2018 года. В Москве проводили его в последний путь. Человека-эпоху, поэта, чье творчество не оставляло равнодушным никого. До 90-летия он не дожил всего месяц.
Андрей Дементьев родился в 1928 году в Твери. Один из известнейших советских поэтов второй половины XX века. Написал тексты более чем к двумстам песням: «Лебединая верность», «Баллада о матери», «Аленушка», «Отчий дом» и многие другие.
Их исполняли Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, София Ротару, Валентина Толкунова, Евгений Мартынов и другие. Долгие годы работал на телевидении и радио. С конца 80-х вел передачи «Добрый вечер, Москва», «Клуб молодоженов», «Браво», «Семейный канал», «Воскресные встречи». Был в Израиле шефом бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке. Был политическим обозревателем «Радио России». Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат Госпремии СССР, кавалер орденов Почета и «За заслуги перед Отечеством».

ПОСЛЕДНИЙ ШЕСТИДЕСЯТНИК
- Когда умирает такой поэт, уходит целый мир, - сказал после смерти Дементьева худрук «Ленкома» Марк Захаров.
Светлый, легкий, добрый человек, он родился и ушел в самое теплое время года - летом, оставив, будто улыбку, мудрые строчки:
«Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить».
Еще 3 июня Андрея Дементьева видели на книжном фестивале «Красная площадь». Там он представил два последних сборника стихов «Я продолжаю влюбляться в тебя» и «Утро начинается с любви», посвященных супруге Анне Пугач. Больше двухсот стихов. Новые и прежние. Рассказав о книге, он охотно общался с читателями.

Грустил о том, что спрос на поэзию сейчас небольшой:
- Книги хороших поэтов стоят на полках, потому что у кого-то нет денег, а кто-то занят борьбой за существование. 
Но к нему поклонники выстаивали в очереди по три часа, только чтобы подписать книгу. В день книжной ярмарки было холодно, и, возможно, после этого 10 июня он попал в больницу с сильной простудой. Вроде пошел на поправку, выписался. Но стало хуже, пошли осложнения.
И вскоре он скончался в реанимации 1-й Градской больницы.
- Он был слаб, но его поддерживали сила духа и любовь к жизни, - говорит вдова Анна Пугач.
Поэт мечтал дожить до 90-летия, и чтобы его тело предали земле в Москве или в родной Твери. Дементьева похоронили на Новодевичьем кладбище.
- Андрюша - последний шестидесятник. С его уходом литературное пространство опустело, - сказал о нем поэт-песенник Илья Резник.
Соболезнования родным и близким выразил Владимир Путин. Словно чувствуя, что поэта скоро не станет, 8 Марта президент поздравил всех дам с праздником его строчками:
«Покуда жив, - я им молиться буду.
Любовь иным восторгам предпочту.
Господь явил нам женщину, как чудо,
Доверив миру эту красоту».

ЮНЫЕ СТАРИЧКИ
Значительная страница в биографии Дементьева  - журнал «Юность». Дементьев отдал ему 21 год жизни. Девять из них возглавлял журнал.
Поэт посмеивался над тем, что руководители «Юности» не так уж и юны.
- И когда вместе с Борисом Полевым (автор «Повести о настоящем человеке».  - Ред.) заходили в редакцию «Правды», над нами посмеивались, говорили: «О, «Юность» идет!», - вспоминал Дементьев.
Там же поэт встретил свою четвертую и последнюю жену. Анна Пугач младше его на 30 лет. Пришла работать в журнал сразу после школы, и между нею и главным редактором вспыхнул роман.

«Юность» зачитывали до дыр, во многом благодаря тому, что Дементьев в доперестроечное и перестроечное время «пробивал» произведения, которые не пропускала цензура. Так увидели свет «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» Войновича, отрывок о Солженицыне из книги Вишневской «Галина». Кроме того, Дементьев дал «зеленый свет» текстам Аксенова, Арканова, Астафьева, Ахмадулиной, Окуджавы, Вознесенского, Евтушенко...

В редакцию «Юности» заглядывал писатель Владимир Максимов, редактор журнала «Континент», за чтение которого можно было угодить в тюрьму. Дементьев являл миру молодых эксцентричных авторов. Пригласил прямо с Арбата бродячих артистов из театра «Вертеп», и они читали стихи. Открыл «20-ю комнату», куда приходили хиппи, рокеры, панки. Они были олицетворением той самой «безъязыкой улицы», о которой писал Маяковский, поскольку их не пускали на радио, телевидение, в газеты.
Родной язык – оголенный провод
Поэт чувствовал нерв времени: «не вписалось прошлое в айподы», «Не умеем жить лишь ради денег, как нахально принято теперь»,  сокрушенно писал он. Но всегда сохранял искренний интерес к происходящему, ведь поэзия, говорил он, это образ жизни, умение в любой момент отдаться творческому порыву.
Возраст - не помеха для творца. Дементьев смеялся, что сбился со счета, сколько же всего книг у него вышло, кажется, больше ста… И охотно выступал перед поклонниками - в Ливадии, Казани, Кемерове, Москве. В родной Твери несколько лет назад открылся Дом поэзии его имени, который поддерживает интерес к этому жанру и поддерживает молодых авторов.
О себе Андрей Дементьев говорил: «Я счастливый человек, что востребован как поэт. Это самое главное для поэта, чтобы тебя читали. И еще приятнее, если помнят наизусть».
Екатерина Рождественская, фотохудожник, журналист, переводчик:
- Сколько же потерь в этом июне. Ушел Андрей Дементьев. Друг отца. Замечательный поэт. Прекрасный человек: мудрый, чуткий, удивительный. Сколько всего хорошего сделал. Открыл Дом поэзии у себя на родине в Твери. Не давал забывать об ушедших друзьях-шестидесятниках. Жил в планах о будущем, в своих авторских радиопередачах, в стихах. И как прекрасно жил. Но, как и всякий хороший поэт, уйдя, он не ушел. С нами его стихи и песни, с нами память о нем.

Игорь Николаев, певец и композитор:
- Печальная, горькая новость. Неисправимый оптимист, влюбленный в поэзию, в жизнь, в друзей, в свою любимую Аню, всю жизнь кому-то помогающий, за все и всех переживающий.
Никто мне не говорил столько теплых искренних слов и комплиментов так, как он. А ведь это так нужно любому творческому человеку. У нас с ним одна совместная песня. «Поздняя весна». Мы ее очень любили.
Ведь она в чем-то о нем, а в чем-то - обо мне. Спасибо за дружбу, за совместные поездки в Тверь на выступления, за чудесные народные стихи, за большое сердце.
Автор Евгения Заболотских
Стихи Андрея Дементьева
У меня от хамства нет защиты.
И на этот раз оно сильней.
Звонкие хрусталики разбиты —
Позывные доброты моей.

Только слышно, как в душе играет
На старинной скрипочке печаль.
И слова для мести выбирает,
Что забыты были невзначай.

У меня от хамства нет защиты.
Беззащитность — за какой же грех!
И опять в волнах моей обиды
Захлебнулся смех.

Ну а хамство руки потирает.
Все ему пока что сходит с рук.
Сколько мир от этого теряет!
Только нам сплотиться недосуг.

Фрагмент, который зачитал Владимир Путин, поздравляя женщин с 8 Марта:
Я знаю, что все женщины прекрасны.
И красотой своею, и умом.
Еще весельем, если в доме праздник.
И верностью — когда разлука в нем.
Не их наряды или профиль римский —
Нас покоряет женская душа.
И молодость ее…
И материнство,
И седина, когда пора пришла.
Покуда жив — я им молиться буду.
Любовь иным восторгам предпочту.
Господь явил нам женщину, как чудо,
Доверив миру эту красоту.

Р. Щедрину
Я живу открыто.
Не хитрю с друзьями.
Для чужой обиды
Не бываю занят.
От чужого горя
В вежливость не прячусь.
С дураком не спорю,
В дураках не значусь.
В скольких бедах выжил.
В скольких дружбах умер.
От льстецов да выжиг
Охраняет юмор.
Против всех напастей
Есть одна защита:
Дом и душу настежь…
Я живу открыто.
В дружбе, в буднях быта
Завистью не болен.
Я живу открыто.
Как мишень на поле.
1974
Художник Евгений Гавлин
Последние дни февраля...
Последние дни февраля
Неистовы и искристы.
Еще не проснулась земля,
А тополю грезятся листья.
И вьюга, как белый медведь,
Поднявшись на задние лапы,
Опять начинает реветь,
Почуяв восторженный запах.
Я все это видел не раз.
Ведь все на земле повторимо.
И весны пройдут через нас,
Как входят в нас белые зимы.
2002

Последний листок
Я иногда хочу быть одинок
Среди людей —
Как тайна между строк.
Не надо мне тогда застольных фраз,
Чужого понимания и вздоха.
Я одинок,
Как вечно одинока
Вселенная, глядящая на нас.
Я одинок.
Как одинок цветок.
Когда его срывают и уносят.
Я одинок,
Как одинока осень,
Когда последний падает листок.
Мне хорошо, когда я одинок,
Как будто в чём-то я себе помог.
1998

Поэзия в опале...
Поэзия в опале.
В забвенье имена.
О, как мы низко пали.
Как пала вся страна.
И что теперь мне делать
Без помыслов своих?
И вскинут флагом белым
Мой одинокий стих.
2008
Самое горькое на свете состояние - одиночество...
Самое горькое на свете состояние - одиночество,
Самое длинное на свете расстояние-то, что одолеть не хочется,
Самые злые на свете слова - "я тебя не люблю»,
Самое страшное, если ложь права, а надежда равна нулю.
Самое трудное - это ожидание конца любви,
Ты ушел, как улыбка с лица, а сердце считает шаги твои.
И все-таки я хочу самого страшного,
Самого неистового хочу.
Пусть мне будет беда вчерашняя
И счастье завтрашнее по плечу.
Я хочу и болей, и радостей.
Я хочу свою жизнь прожить
не в полсердца, не труся, не крадучись
Я взапой ее стану пить.
Я хочу ее полной мерою:
В руки, в сердце, в глаза и сны.
Всю - с надеждою и изменою,
Всю - от крика до тишины!
1983

Северный Кавказ...
Северный Кавказ —
Швейцарские пейзажи.
Горные вершины,
Грусть и красота…
Мне бы здесь остаться.
Я бы славно зaжил.
Да не отпускают
Отчие места.
2010

Я в Юности печатал юных гениев...
Я в «Юности» печатал юных гениев
С седыми мастерами наравне.
Одним судьба ответила забвением.
Другие вознеслись на той волне.
Журнал гордился тиражом и славою.
И трудно пробивался к торжеству.
И власть, что не была в те годы слабою,
Считалась с властью имени его.
Но все забылось и печально минуло.
Журнал иссяк, как в засуху родник.
Виновных нет…
И время тихо вынуло
Его из кипы популярных книг.
2005
Чёрный лебедь
(Владимиру Высоцкому)
Ещё одной звезды не стало.
И свет погас.
Возьму упавшую гитару.
Спою для вас.
Слова грустны.
Мотив не весел,
В одну струну.
Но жизнь,
Расставшуюся с песней,
Я помяну.
И снова слышен хриплый голос.
Он в нас поёт.
Немало судеб укололось
О голос тот.
И над душой — что в синем небе
Не властна смерть.
Ах, чёрный лебедь,
Хриплый лебедь,
Мне так не спеть.
Восходят ленты к нам и снимки,
Грустит мотив.
На чёрном озере пластинки
Вновь лебедь жив…
1994

Человек умирает…
Человек умирает…
Видно, вышли года.
Как ему умирать не хочется!
Был всю жизнь он с людьми.
Никогда, никогда,
Никогда не любил
Одиночества.
Возле ласковых глаз,
У фабричных ворот.
И в хорошие годы.
И в годы невзгод.
Он всегда был при деле,
В самой гуще людской…
А теперь ему смерть говорит
– На покой… —
Он не хочет покоя,
Не хочет молчанья…
И молчит.
Потому что приходит
Отчаянье.
Что он в жизни успел —
Это людям видней.
Он всю жизнь свою прожил
Для них, для людей.
Он о смерти не думал.
Он ее не боялся.
Воевал и дружил.
Горевал и влюблялся.
На сто жизней
Хватило бы этого пыла.
Он о смерти не думал.
Просто некогда было.
2000

Сегодняшний день
Чтобы сердце минувшим не ранить
И не жечь его поздним огнём,
Не будите уснувшую память,
А живите сегодняшним днём.
Вас судьба одарила любовью,
Осенила волшебным крылом?
Не гадайте,
Что ждёт вас обоих,
А живите сегодняшним днём.
Как прекрасно
Двум  родственным душам
В целом мире остаться вдвоём.
Не терзайтесь былым
И грядущим,
А живите сегодняшним днём.
Наше время ушло...
Наше время ушло…
Это мы задержались.
Потому что Россия без нас
Пропадет.
Мы свободой уже
Допьяна надышались
И не раз заслоняли ее от невзгод.
Наше время ушло…
Мы чуть-чуть задержались.
Потому что с себя не снимаем вину.
Как мое поколенье унизила
Жалость,
Так унизили бедностью
Нашу страну.
2003

Я прожил нелегкую жизнь...
Я прожил нелегкую жизнь:
Репрессии, голод, война…
Мне сердце шептало:
«Держись!
Иные придут времена…»
Пришли…
Но не те, что я ждал.
Пришли времена «воротил»,
Эпоха ворюг и менял,
И вновь этот мир мне не мил.
А нас – ту великую часть,
Что держит страну на плечах,
Ввергают, как прежде, в напасть,
Чтоб свет в наших душах зачах…
Я прожил нелегкую жизнь.
И злобится память моя.
А сердце мне шепчет:
«Держись…»
Держусь за таких же, как я.
2006

Я ненавижу в людях ложь...
Я ненавижу в людях ложь.
Она порой бывает разной:
Весьма искусной или праздной
И неожиданной, как нож.
Я ненавижу в людях ложь.
Ту, что считают безобидной,
Ту, за которую мне стыдно,
Хотя не я, а ты мне лжешь.
Я ненавижу в людях ложь.
Я негодую и страдаю,
Когда ее с улыбкой дарят,
Так, что сперва не разберешь.
Я ненавижу в людях ложь.
От лжи к предательству полшага.
Когда-то все решала шпага,
А нынче старый стиль негож.
Я ненавижу в людях ложь.
И не приемлю объяснений.
Ведь человек как дождь весенний.
А как он чист, апрельский дождь!
Я ненавижу в людях ложь.
1950
Не замечаем, как уходят годы...
Не замечаем, как уходят годы.
Спохватываемся,
Когда они пройдут.
И все свои ошибки и невзгоды
Выносим мы на запоздалый суд.

И говорим:
,,Когда б не то да это,
Иначе жизнь мы прожили б свою…”
Но призывает совесть нас к ответу
В начале жизни а не на краю.

Живите так, как будто наступает
Тот самый главный,
Самый строгий суд.
Живите, словно дарите на память
Вы жизнь свою тем, что потом придут.
1972

Не ссорьтесь, влюбленные...
Не ссорьтесь, влюбленные.
Жизнь коротка.
И ветры зеленые
сменит пурга.

Носите красавиц
на крепких руках.
Ни боль и ни зависть
не ждут вас впотьмах.

Избавьте любимых
от мелких обид,
когда нестерпимо
в них ревность болит.

Пусть будет неведом
вам горький разлад.
По вашему следу
лишь весны спешат.

По вашему следу
не ходит беда.
...Я снова уеду
в былые года.

Где были так юны
и счастливы мы.
Где долгие луны
светили из тьмы.

Была ты со мною
строга и горда.
А все остальное
сейчас как тогда:

те же рощи зеленые,
те же снега.
Не ссорьтесь, влюбленные.
Жизнь коротка.
1970
Обида
Я этой истиной избитой
Кого сумею поразить?
Слова, рождённые обидой,
Не торопись произносить.
Не торопись обидеть друга
Несправедливостью своей,
Загнать его внезапно в угол,
Хоть он нисколько не слабей.
Он просто чуточку добрее.
Он молча ярость переждёт.
И чем остынешь ты скорее,
Тем горше будет твой отход.
И стыд тогда в тебе проснётся.
С ним расставаться не спеши.
А друг лишь грустно усмехнётся.
Как слёзы,
Кровь смахнет с души.
1986

Эмигрант
Вернулся как-то в отчие края
Мой старый друг,
Слинявший за границу.
Судьба его, карьера и семья
Здесь начались…
Чтобы вдали продлиться.
В России получил он свой диплом,
И опытом запасся поневоле.
Но стал не мил провинциальный дом.
Как видно, захотелось лучшей доли.
И ничего зазорного в том нет,
Когда бы не презрение к былому.
Как будто кроме пережитых бед
Уже и вспомнить нечего…
Но к слову,
Хочу сказать, что отчая земля
Его за вероломство не простила.
За то, что вдалеке ее хуля,
Он позабыл, чья в нем таилась сила.
Но он понять ее уже не мог.
Хотя его о том и не просили.
И жизнь былая – как условный срок,
Который он «отсиживал» в России.
2002

Не уезжаю из России...
Не уезжаю из России,
Не покидаю отчий дом,
Хотя чиновничье засилье
Переношу уже с трудом.
С трудом переношу их чванство,
Необразованность и лень.
Они себе сказали: «Властвуй!»
И этим заняты весь день.
А толку от потуг их мало.
Но так сложилось на Руси,
Что показуха нормой стала,
Поскольку правда не в чести.
1998
Нет женщин нелюбимых...
Нет женщин нелюбимых,
Невстреченные есть…
Проходит кто-то мимо,
Когда бы рядом сесть.
Когда бы слово молвить,
И всё переменить.
Былое
Светом молний,
Как плёнку, засветить.
Нет нелюбимых женщин.
И каждая права.
Как в раковине жемчуг,
В душе любовь жива.
Всё в мире поправимо
Лишь окажите честь…
Нет женщин нелюбимых,
Пока мужчины есть.
1978

Чтоб ты не захлебнулась морем...
Чтоб ты не захлебнулась морем,
Плывет он рядом в ранний час.
Когда ж захлебывалась горем,
Он от беды тебя не спас.
К чему теперь об этом помнить?!
А надо бы, чтоб дальше жить,
Лишь слово доброе промолвить.
На плечи руки положить.
Бывает легче прыгнуть в пламя,
И мужеством осилить смерть,
Чем за текущими делами
Родную душу рассмотреть.
2003

Я счастлив снова думать о тебе...
Я счастлив снова думать о тебе,
И дум таких уже теперь не мерено.
Я радуюсь, что ты в моей судьбе.
И уходить, как будто, не намерена.
Благодарю судьбу за первый день любви.
За все другие, что еще предвидятся.
Твое молчанье и слова твои,
Как вздох царевны на влюбленность витязя.
2010
Я по тебе схожу с ума...
Я по тебе схожу с ума,
Как по земле
Морской прибой.
И целый мир —
Моя тюрьма,
Когда в разлуке мы с тобой.
Я по тебе схожу с ума,
Когда ты около меня.
И все высокие слова
Лишь дым от жаркого огня.
1964

Я нашу жизнь запомнил наизусть...
Я нашу жизнь запомнил наизусть.
Все началось с восторженного слова.
Давай опять я на тебе женюсь.
И повторю все сказанное снова.
2002

Я эти строки обращаю к юным...
Я эти строки обращаю к юным,
Чьи души, как открытая тетрадь.
Кому уже понятен взрослый юмор,
Который помогает выживать.
Хотел бы я им передать свой опыт,
От глупостей и бед предостеречь,
Чтобы в душе не оседала копоть,
Когда начнут иллюзии гореть.
Чем меньше будет разочарований,
Тем больше в сердце мудрости и сил.
А жизнь и награждает нас, и ранит,
И не поймешь – кто мил ей, кто не мил.
И к этому уже нельзя привыкнуть…
Надеясь на российское «авось»,
Судьбе не зря выплачиваем выкуп
Мы тем, чего добиться не пришлось.
Я обращаю к юным эти строки.
Пускай они не повторяют нас,
Когда мы перед недругами кротки,
А возле лжи не поднимаем глаз.
2010
Ни о чем не жалейте
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
1977
Поэт поколений. На 90-м году жизни умер Андрей Дементьев
Интересные ссылки

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила! Как грустно... Полностью согласна с Марком Захаровым - "уходит целый мир". Спасибо за чудную подборку стихов)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, искренне рада приветствовать Вас в блоге.
      Знаете, когда есть человек - не до конца осознаешь всю глубину его таланта, но когда человек от нас "уходит" - мы возвращаемся к его творчеству и переосмысливаем его. Мы начинаем видеть всю степень гениальности человека. Как-то привыкли мы в А. Дементьеву, что он всегда рядом. А вот умер и стали мы перечитывать его стихи и ахнули: "Так это же про нашу жизнь!" Как поэт прозорливо видел проблемы сегодняшней жизни, как он искренне переживал за страну и народ, как он неистово любил и все свои чувства выплеснул в стихи... И как горько, что теперь он уже не напишет новых стихов, не порадует нас новыми строчками...
      Спасибо Вам огромное за чуткий отзыв. Удачи Вам, добра и вдохновения!

      Удалить
  2. Здравствуйте,Людмила Борисовна! Читала пост с большим удовольствием - столько замечательных стихов! Очень люблю стихи Андрея Дементьева. Поэты уходят - остаются их стихи! Будем читать и помнить!
    Недавно прочитала стихотворение "Быть стариками - не простая штука.
    Не все умеют стариками быть...." - потрясающе! https://serdzerasum.blogspot.com/2018/06/blog-post_27.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна,здравствуйте!
      Вы правы: поэты уходят - остаются их стихи, нужно читать их и помнить! Спасибо за наводку на стихотворение "Быть стариками - не простая штука". Очень пронзительное и правильное стихотворение.
      Благодарю за искренний комментарий, рада видеть Вас в гостях. Удачи Вам и добра, всех благ и благополучия!

      Удалить
  3. С большим удовольствием еще раз перечитала стихи Андрея Дементьева. Грустно, когда уходят из жизни такие талантливые люди. Вечная память

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Да, очень грустно осознавать, что мир опустел на одного гениального человека...
      Вечная ему память. Пусть его творчество вечно живет в народе и никогда не будет забыто...
      Спасибо за комментарий, искренне рада Вам. Удачи, добра, счастья, мира и благополучия!

      Удалить

Стихотворение дня

Афанасий Фет «Учись у них - у дуба, у берёзы…» Дорогие друзья! В рубрике « Стихотворение дня» предлагаю вашему вниманию стихотворение Афан...